Предложить новость
Главная Новости За автодержаву обидно: машины стали россиянам не по карману

За автодержаву обидно: машины стали россиянам не по карману

15.07.2016 в 13:20 Автоновости

Еще не так давно российский авторынок считался одним из самых бурно растущих в мире. Однако затянувшийся кризис сделал россиян беднее, и собственный автомобиль для многих стал роскошью. В результате уровень автомобилизации в нашей стране впервые за многие годы начал падать.

Вся зарплата — на машину

Обвал рубля больно ударил по карманам россиян, чьи реальные доходы серьезно пострадали из-за взлетевшей инфляции. Не стали исключением и автомобили, которые с сентября 2014 года подорожали в среднем на 38%, а их средневзвешенная цена превысила 1,36 млн руб. На этом фоне среднемесячная заработная плата из-за кризиса в экономике только снижается: по состоянию на март 2016 года она достигла 33,3 тыс. руб., хотя год назад составляла 34 тысячи. Аналитики «Автостата» подсчитали, сколько времени может понадобиться среднестатистическому россиянину, чтобы накопить на покупку новой машины. Как выяснилось, на это потребуется почти 3,5 года (если точнее — 41 месяц) при условии, что в копилку будет уходить целиком вся зарплата! Так было в первой половине 2000-х годов, когда людям приходилось откладывать в течение 3,5 лет и даже больше. Для сравнения: в 2014 году, то есть до начавшейся девальвации рубля, этот показатель был куда меньше — 31 месяц. По мнению экспертов, с учетом того что автомобили будут дорожать и дальше, а роста зарплат в стране не наблюдается, в ближайшей перспективе россиянам придется потратить еще больше времени и денег для покупки авто.

Как говорит гендиректор PSB Consulting Group Олег Мосеев, за последние два года цены на автомобили выросли в среднем на 40–50%. При этом рост зарплат в большинстве секторов экономики практически нулевой. Отсюда и увеличение срока накопления на покупку автомобиля. «С учетом того, что цены выросли на всё, включая продукты питания и прочие первостепенные товары, реальная покупательная способность населения в автомобильном сегменте потребления снизилась еще больше. Именно это и приводит к сокращению рынка с почти 3 млн автомобилей до 1,4 миллиона, которые прогнозируется продать в этом году», — констатирует он.

Средство передвижения или роскошь?

Действительно, экономическая ситуация в значительной мере влияет на планы потребителей по покупке автомобиля. Согласно результатам опроса, проведенного ранее агентством «Автостат», больше всего потенциальных покупателей как новых (31%), так и подержанных (32%) машин в 2016 году решили отказаться от покупки или отложить ее. В то же время менее трети опрошенных не намерены менять своих планов. При этом каждый шестой потенциальный владелец нового автомобиля готов рассмотреть покупку более бюджетной модели, а на вторичном рынке доля таких желающих составляет 22%. Еще 13% участников опроса согласны приобрести б/у автомобиль вместо нового. Впрочем, есть и те, кто готов купить машину раньше, чем планировал (3% — по новым, 2% — по подержанным).

Что касается отказа от смены автомобиля, главным доводом в пользу такого решения участники опроса назвали нынешний кризис, поскольку это «не лучшее время для покупки автомобиля» (как нового, так и с пробегом). Так считают свыше 60% опрошенных, и это, скорее всего, связано с неуверенностью людей в будущем. Еще одной веской причиной стал рост цен на товары, из-за которого денег на покупку автомобиля уже не хватает (51% и 45% соответственно). Менее половины участников опроса придерживаются мнения, что цены на автомобили завышены, и ждут их снижения (48% и 37% соответственно). Четверть несостоявшихся покупателей новых машин и около трети тех, кто отказался от покупки автомобиля с пробегом, напугало снижение зарплаты. А каждый пятый опрошенный заявил, что его удержало от смены машины удорожание автокредитов.

По мнению ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, нынешняя непростая экономическая ситуация лишь укрепляет граждан в том, что нужно повременить с покупкой автомобиля, который не является предметом насущной необходимости. Естественно, что такие потребительские настроения отражаются и на объемах автомобильного рынка.

С машинами не расстаются

Статистика подтверждает, что в условиях кризиса россияне стали реже менять машины. Средний срок владения новым автомобилем увеличился до 58 месяцев (4,8 года), тогда как для подержанной машины этот показатель в 1,5 раза меньше — 35 месяца (2,9 года). Как считает партнер PwC в России Олег Малышев, по мере восстановления экономического роста предполагается, что средний период владения автомобилем вернется к докризисным значениям — около 3–4 лет.

Не спешат садиться за руль и те, кто еще не имеет автомобиля. Так, в прошлом году водительские права получили более 1,87 млн россиян, что на 24% (или 600 тыс. человек) меньше по сравнению с 2014 годом. Для сравнения, в 2010–2013 годах, по данным ГИБДД, ряды водителей ежегодно пополняли 2,1–2,3 млн граждан, в 2014 году — 2,46 млн.

«Если покупатель не может позволить купить себе автомобиль, зачем ему нужны водительские права? Тем более с 2015 года ужесточили правила сдачи экзаменов и увеличили стоимость обучения в автошколах», — говорит директор по продажам ГК «АвтоСпецЦентр» Дмитрий Константинов. Впрочем, сокращение выдачи водительских удостоверений нельзя жестко увязывать лишь с уровнем благосостояния населения, считает директор по развитию компании «Рольф» Владимир Мирошников. По его мнению, тут имеет значение и «исчерпание отложенного спроса», поскольку в предыдущие годы права получали те, кто не успел этого сделать раньше, а теперь задумался об автомобиле.

За Европой не угнаться

Между тем уровень автомобилизации в России впервые за многие годы стал снижаться. Согласно данным «Автостата», на начало 2016 года на каждую 1000 россиян приходилось 283 автомобиля против 284 машин годом ранее. Снижение этого показателя аналитики объясняют тем, что население страны за год увеличилось (на 0,2 млн человек), а автопарк подрос незначительно. Стоит при этом отметить, что по уровню автомобилизации населения Россия почти вдвое отстает от ведущих европейских стран, таких как Италия (618 машин на 1000 жителей), Германия (544 авто) и Великобритания (501 авто). А в среднем по Европе показатель обеспеченности автомобилями приближается к отметке в 500 единиц.

«Автомобилизация Европы имеет опыт, который исчисляется десятилетиями. У нас же, по сути, автомобиль из предметов роскоши в разряд средства передвижения перешел только в 2000-х годах. Причем этот процесс пережил уже два кризиса», — рассуждает директор маркетингового агентства GiPA Russia Александр Груздев.

Россия отстает от Западной Европы не только по уровню автомобилизации, но и по уровню дохода на душу населения. А эти показатели взаимосвязаны, поэтому ощутимый рост одного из них маловероятен без соответствующего изменения второго, добавляет Владимир Мирошников.

Автомобилизация всей страны

Зато по сравнению с развивающимися странами БРИКС Россия является абсолютным лидером по числу автомобилей на 1000 жителей. Так, в Бразилии этот показатель составляет 159 машин, в ЮАР — 118 штук, в Китае — 85 единиц, а хуже всех обеспечена автомобилями Индия, где на тысячу жителей приходится всего 17 машин. Впрочем, низкий уровень автомобилизации населения в этих странах обеспечивает более интенсивное развитие автомобильного парка. Мировым лидером по этому показателю, безусловно, является Китай, на дорогах которого число автомобилей за последние 10 лет выросло почти в 6 раз до 116 млн штук. Несмотря на проблемы в экономике, высокую динамику роста автопарка среди стран БРИКС также демонстрируют Индия (+188%, около 22 млн шт.) и Бразилия (+78%, 32,7 млн шт.). А вот Россия отстает от них по показателю роста (+60%), хотя автопарк нашей страны все же более многочисленный (40,8 млн машин). Медленнее росло число автомобилей лишь в ЮАР — с 2005 года на 40%, до 6,3 млн машин.

Такой быстрый рост объясняется тем, что население в этих странах больше, а старт для роста — более низкий, поясняет Александр Груздев. К примеру, в Китае 20 лет назад парк автомобилей был меньше, чем в России. «Рост парка первичен, а уровень автомобилизации — это лишь производный показатель. Однако, достигнув определенного уровня количества автомобилей на 1000 жителей, рост сначала замедляется, затем и вовсе останавливается. Но зависит этот уровень в большей степени от доходов населения», — отмечает эксперт.

По словам Олега Малышева, в качестве целевого ориентира в дальнейшем росте автомобилизации в России стоит рассматривать страны, уровень экономического развития которых (в частности, уровень ВВП на душу населения) в перспективе будет достигнут Россией на основании текущих экономических прогнозов.

Так, согласно прогнозу PwC, достижение среднего уровня автомобилизации по странам Восточной Европы (например, Венгрии, Хорватии, Чехии, Польши, Словакии) — около 400 автомобилей на 1000 жителей — возможно для России в перспективе ближайших 15 лет. В PSB Consulting Group ожидают, что восстановление российского авторынка, скорее всего, начнется в 2017 году, а вместе с ним будет расти обеспеченность населения автомобилями. Однако даже при благоприятных условиях уровня автомобилизации Западной Европы наша страна достигнет за 25–30 лет.

«В России все еще актуальна цитата из художественного фильма „Берегись автомобиля“: „Каждый, у кого нет машины, мечтает ее купить, и каждый, у кого есть машина, мечтает ее продать“. Так что можно утверждать, что процесс автомобилизации в нашей стране продолжится», — резюмирует Дмитрий Баранов.

Автор: Александр Чупров/За рулём

Просмотров/предпросмотров: 1541/13
 
Вернуться к списку новостей →

Комментарии

Комментариев еще нет