13 лет ОСАГО: кто виноват и что делать?
Прожив не очень долгую жизнь, ОСАГО имеет все шансы умереть, так и не превратившись в работающую систему. Удивлены? Напрасно, ведь критическая ситуация уже сложилась...
История проблемы
А для начала напомним, как все начиналось. Впервые Федеральный закон, обязывающий автомобилистов страховать транспортные средства, вступил в силу 1 июля 2003 года. Хотя идея ввести обязательное страхование высказывалась еще в 60-х годах ХХ века в СССР! А в Европе такое страхование существует с 40-50-х годов. В России же ОСАГО молодое, ему всего 13 лет. Но уже сейчас система требует неотложных реформ.
Первые тревожные звоночки прозвучали в апреле 2016 года, когда в ряде регионов продажи полисов ОСАГО фактически прекратились. Как так получилось? Не секрет, что за последние годы полис обязательной страховки сильно подорожал. Это привело к снижению спроса на страховые услуги и сокращению количества заключаемых договоров, а значит, и прибыли страховых компаний. А те, в свою очередь, начали идти на различные ухищрения. Например, высчитывать коэффициент «бонус-малус» по странной схеме, когда получить существенную скидку за безаварийную езду очень сложно. Неохотно выплачивать компенсацию гражданам в случае ДТП. А то и вовсе отказываться продавать полис автогражданки без покупки дополнительных услуг вроде страхования жизни или жилья, из-за чего пришлось вмешаться ФАС и ввести так называемый «период охлаждения».
Неудивительно, что количество автомобилистов, недовольных ОСАГО, за последние несколько лет также выросло. Как рассказал корреспонденту «Авто Mail.Ru» глава Автономной Некоммерческой Организации (АНО) по защите прав страхователей Александр Коваль, если в 2014 году в России было зарегистрировано около 24 тыс. жалоб на работу страховых компаний, то в 2015 году — уже 53,5 тысячи, а только за первый квартал 2016 года свыше 20 тысяч. По информации «Общероссийского народного фронта», проблемы с покупкой полиса ОСАГО есть в 52 регионах России. Граждане стали чаще обращаться к услугам автоюристов, которые за определенную плату защищают их интересы в судах или выкупают долговые обязательства страховщиков перед автомобилистами и решают этот вопрос уже со страховыми компаниями.
В итоге страдает. как всегда, простой народ.
отсутствие здоровой конкуренции в данной отрасли сильно бьет по покупательской способности автовладельцев.
То, что это очередная финансовая пирамида было ясно сразу.