Места родные. Размышления историка о названиях улиц Барнаула
Обычная прогулка по городу с восьмилетним племянником обернулась невесёлым пониманием: не всё я знаю про родной город. А почему Барнаул – «Бар-на-ул»? А к нам сам Пушкин приезжал? А почему все улицы по фамилиям, а Анатолия по имени? А что такое Сулима? Юный почемучка ставил меня вопросами в тупик, а я придумывала, где искать ответы…
«Героические улицы»
Данил ДЕГТЯРЁВ, коренной барнаулец, кандидат исторических наук, преподаватель АлтГУ, размышляет о прошлом, настоящем и будущем наших улиц с «героическими названиями» и не только:
– В нашем городе, если не считать пригорода, более 1000 улиц, многие из них названы в честь людей, как-то проявивших себя, и самая большая группа (около 60-ти) как раз названа в честь революционеров, общественных деятелей, героев и участников Гражданской войны.
Во всей этой группе я бы выделил три подгруппы наименований:
1) улицы, названные в честь людей, чья деятельность не имеет непосредственного отношения не только к нашему городу и краю, но даже к нашей стране. Это так называемые «великие имена» деятелей международного революционного движения (Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Роза Люксембург, Карл Либкнехт – эти улицы располагаются в районе ВРЗ);
2) улицы, наименованные в честь тех, кто не имел прямого отношения к нашему региону, но чья деятельность отразилась на России в целом (проспект Ленина, улицы Фрунзе, Воровского, Радищева, Декабристов);
3) улицы, названные именами деятелей революционного движения, которые или жили на Алтае, или, приехав сюда, оказали влияние на судьбу Барнаула (так называемые «местные герои»).
В большинстве своём они расположены в нагорной части города. Кроме того, незначительное количество подобных улиц располагается в районе Потока и ВРЗ. Возьмём, к примеру, улицу Петра Сухова на Потоке. С её наименованием связан следующий эпизод Гражданской войны, происходивший летом и осенью 1918 года. Когда белочехи восстали и начали движение к Барнаулу, на помощь барнаульским красногвардейцам был призван отряд кольчугинских рабочих во главе с Петром Суховым. А вот начальником штаба у Петра Сухова был Дмитрий Григорьевич Сулим. В 70-е годы, когда возводили новый городской микрорайон, одну из улиц решили назвать именем этого героя. Что-то не сложилось, и улица носит сегодня имя Георгиева, но весь прилегающий к улице район называется и теперь в народе «Сулима», правда, почему-то, с ударением на последний слог.
Есть улицы, названные именами рядовых красногвардейцев, которые обороняли Барнаул и были расстреляны белогвардейцами (улицы Малюкова, Сычёва, Третьякова, Тяпкина). Они находятся на Горе. Имеются улицы, наименованные в честь крупных деятелей партизанского движения (Анатолия, Мамонтова). Кстати, отмечу интересную деталь: городские улицы, носящие имена героев Великой Отечественной войны, – все, как правило, названы в честь уроженцев Алтая.
Смена имён
В истории нашего государства, в 90-х годах XX века, был период повального переименования, коснувшийся не только названий улиц, но даже городов. В Барнауле с переименованиями сложилась забавная ситуация.
Я подсчитал и пришёл к выводу, что две трети городских улиц переименовывали хотя бы однажды, некоторые – по три, четыре, а то и пять раз, как, допустим, проспект Ленина (Богородицкий переулок – Московский переулок (проспект) – Бульварный проспект – Советский проспект – проспект Ленина). Можно выделить две волны переименований и наименований, связанных с именами революционеров. Первая волна пришла сразу после Гражданской войны.
Здесь выделяются две обособленные группы: часть улиц была действительно переименована, другие – впервые получили своё название. Ко второй группе, само собой, относились улицы, вновь построенные. Среди переименованных сразу вспоминается улица Павловская, ставшая сначала Комиссарской, а после смерти Матвея Ивановича Ворожцова, носившего партийную кличку «Анатолий», обретшая его имя. Вторая волна переименований приходится на послевоенное время (конец 40-х – конец 50-х годов). Сюда относятся «переназванные» улицы Эмилии Алексеевой и Петра Сухова, бывшие прежде 5-м и 6-м Заводскими проездами.
Хочу заметить, что далеко не всегда улицы получают имена людей, совершивших нечто исключительное, героическое. Зачастую, это своеобразная «метка времени», способ увековечить ценности определённого этапа истории. Но были, разумеется, и те, кто внёс значительный вклад в судьбу Барнаула. В этой связи приходят на ум имена Ивана Бонифатьевича Присягина, первого председателя Совета рабочих и солдатских депутатов, одного из руководителей алтайского отделения РСДРП (б) в 1917-1918 годах, и Матвея Константиновича Цаплина, председателя Исполкома.
Улица Присягина находится на Горе, а улица Цаплина – в районе ВРЗ. Так вот, вклад этих людей в судьбу Барнаула обозначен не только их партийной, но и общественной деятельностью. 2 мая 1917 года случился знаменитый пожар, крупнейший в истории города, в результате которого было уничтожено более 750 домов, а тысячи барнаульцев остались без крова. Ситуация осложнялась тем, что на дворе стоял 17-й год – революция! Именно Присягин и Цаплин занимались организацией помощи погорельцам.
Если говорить о переименованиях конца XX века, то, как ни удивительно, Барнаула это вообще не коснулось: у нас не было переименовано «обратно» ни одной улицы! Возникали единичные призывы, исходящие от местной интеллигенции вернуть проспекту Ленина имя Московского, а Социалистическому – Соборного, но разговоры остались разговорами, ведь очевидно, что такие изменения стоят огромных денег.
Вот такой казус…
Способы наименования XXI века остались прежними. Имена героев нашего времени находят отражение в названиях вновь создаваемых улиц. В настоящее время по Павловскому тракту возводится новый микрорайон. В нём существует улица Сергея Ускова – милиционера, погибшего при исполнении служебного долга на Кавказе. В районе улицы Попова (остановка «Детский сад») есть улица Сергея Семёнова.
Тенденции современности таковы, что, если улица пролегает в черте Барнаула, то её называют или именем какого-то человека, или в память об определённом событии. Забавно, но у нас уже существует улица 280-летия Барнаула, хотя в действительности юбилея ещё не было. Точнее, если вести отсчёт с 1730-го года, формально он был. Но правильнее отталкиваться от 1739-го года. Следовательно, праздничная дата случится только в 2019 году! А улица уже есть. Вот такой казус… Имеется и улица 65-летия Победы.
Если говорить о пригороде, тут очевидно стремление именовать новые улицы благозвучными словами: Уютная, Приветная. Недалеко от Черницкого кладбища расположен посёлок Благодатное. Отличительная черта его в том, что в нём огромное количество улиц имеет географическую «привязку»: Солонешенская, Завьяловская, Тополинская. Даже, если я не ошибаюсь, есть улица Мюнхенская!
А кто и в честь кого будет называть улицы Барнаула в последующие годы XXI века, покажет время…
Справка
Матвей Иванович Ворожцов, партийная кличка «Анатолий» - революционер, командующий партизанским отрядом. Сначала боролся против «белых», а позже, после установления Советской власти, был активным борцом с «красным» бандитизмом.
Статья: АргументыИфакты
это интересно!