История "Локомотива"
Предложить новость
Главная Статьи История "Локомотива"

История "Локомотива"

Не так давно вокруг небезызвестного стадиона "Локомотив" вновь развернулись страсти. Комитет по строительству, архитектуре и развитию Барнаула отказал Евгению Ракшину в строительстве одноимённого жилого комплекса на бывшем стадионе. В этом свете предлагаю вспомнить, что когда-то в нашем городе был спрос на спортивные сооружения и одним из самых известных таких сооружений был вышеупомянутый стадион "Локомотив". Его история весьма интересна.

В 1925 году решением ВЦСПС создаются добровольные спортивные общества (ДСО) при ЦК отраслевых профсоюзов. В Барнауле первым профсоюзным спортивным обществом был "Спартак", объединивший артели "Промкооперации". "Железка" была переименована в "Локомотив Востока". Но с образованием в 1937 году Алтайского края, в 1938 году создается узловое ДСО "Локомотив", инструктором физкультуры и общественным председателем которого был Андрей Свиридов.

В 1929 году был построен стадион "Локомотив". Это было в основном деревянное сооружение. Большие входные ворота, две деревянные трибуны и небольшая пристройка. Весь периметр стадиона был ограждён деревянным забором, вокруг деревянные тротуары.

В средине стадиона находилось огромное поле, которое в летний период служило для футбольных тренировок, занятий в лапту, городошных видов спорта, а в зимний период заливалось под каток. Организовывалось массовое катание на коньках, звучала музыка, собиралась большая масса молодежи. Но в 1960 году, после сильного урагана, трибуны были сломаны ветром, руководством железной дороги было принято решение построить кирпичный стадион с хорошими трибунами на южной и северной сторонах стадиона.



27 июня 1960 года старейшие спортсмены и ветераны паровозного депо Н.Д. Кузнецов, И.И. Иванников, П.А. Мельников заложили первые камни в строительство трибун и помещений стадиона "Локомотив". Строительство нового стадиона велось хозспособом на общественных началах, силами работников ж/д транспорта - как работниками Барнаульского узла, так и работниками ВРЗ. На строительство стадиона направляли лучших работников железной дороги. Это было как поощрение.



С приходом к власти Н.С. Хрущева строительство спортсооружения было заморожено, в связи с нехваткой жилья все силы были переброшены на сооружение жилых помещений. Лет пять не было никаких подвижек. И только в 1966 году строительство стадиона было завершено, состоялось его торжественное открытие, большой спортивный праздник с приглашением гостей из сибирских регионов.



Стадион - это, как известно, летнее пристанище спортсменов, зимой же им нужны крытые залы. До революции этот вопрос решался в основном так: использовались залы при учебных заведениях и снятые за деньги большие комнаты в больших домах. "Железке" в этом вопросе повезло больше. На фундаменте, заложенном Барнаульским купечеством для церкви в честь воинов адмирала Колчака (теперь здесь мемориал воинам, погибшим в ВОВ), железнодорожники соорудили клуб. Оборудовали его за счет снарядов (штанги, так называемые "жонглеры" - гири со специальной ручкой и т.д.), реквизируемых в свое время Всеобучем. Здесь же и располагались в зимнее время и спорткружки.



Современное состояние объекта весьма плачевное. Не вызывает никакого сомнения, что стадион доживает свои последние годы, после чего территория, столь близко расположнная к центру, будет использована по другому назначению. Вероятнее всего, жилой комплекс здесь всё же появится, тем более что проектные работы в этом направлении давно завершены и дело осталось за малым. Город продолжает меняться, безоглядно избавляясь от собственного исторического наследия.



В заключении хочу выразить благодарность работникам Музея истории Алтайского региона Зап-Сиб. железной дороги, Музея истории локомотивного депо ТЧ-7 Барнаул, лыжной базы "Локомотив" и всем, кто прямо или косвенно помогал в сборе материала для этой публикации.

Благодарю за внимание.

 
Вернуться к списку статей →

Комментарии

23,2
Виктория Шакалова

Никогда не видела «внутренности» стадиона

14 декабря 2018 в 14:46
0