Бетонные артерии города
С самого раннего детства меня интересовало то, что скрыто от постронних глаз. Ещё не имея возможности остаться один на один с каменной глыбой города, я уже заглядывал в неприметные подворотни и приоткрытые служебные двери. Так формировался мой интерес к изучению неизвестной и малоизвестной истории родного города. Девяностые годы подарили первый опыт городских исследований. Будучи мелкими, мы с друзьями убегали со двора и отправлялись в отдалённые районы города, где на тот момент ещё не ступали наши ноги. Приключалось с нами многое, но с годами интерес к городу только возрастал. Рано или поздно это должно было случиться и наконец у меня появился первый фотоаппарат. Теперь я мог не только изучать новые места, но и документировать свои иследования.
Лет 5-10 тому назад я уделял большое внимание подземной составляющей Барнаула. Оставляя позади километры тоннелей, всё глубже погружался в эту тему, разрушая либо подтверждая множество неофициальных легенд. Как-то раз дошёл очередной слух о системе тоннелей, по которым можно пройти чуть ли не полгорода. Весьма распространённая формулировка, подумал я тогда, а значит - плод чьей-то фантазии. Но когда информация об этой системе пришла ещё из нескольких источников, удалось "усреднить" некоторые факты и сузить район поиска входа. Так наша исследовательская группа оказалась у этого портала.
Оставляя позади тёплый дневной свет, мы уверенно шли навстречу холодной неизвестности длинного тоннеля.
Шум воды за ближайшим поворотом намекал на то, что мы не выйдем сухими из этой системы. Вскоре мы подошли к более высокому тоннелю, по которому текла вода. Это была ливнёвка. В обе стороны уходил бесконечный подземный ход, о длине которого мы могли лишь догадываться.
Было принято единственно верное "диггерское" решение - пройти этот тоннель в обе стороны. Сперва пошли против течения.
Здесь вода была спокойная, уклон был минимальный. Это позволяло двигаться довольно быстро, попутно делая множество фотографий.
Местами к основному тоннелю примыкали короткие ответвления, вроде того, по которому мы сами попали сюда. Но в основном это были трубы, ведущие от ближайших дождеприёмников.
И вот вдалеке появилась первая преграда...
Эта бетонная труба перекрывала дно тоннеля, тем самым создав некое подобие дамбы. На этом снимке видно, какое колличество воды скопилось позади трубы. Благо, мы были готовы к подобным сюрпризам и сумели преодолеть эту преграду.
Миновав примерно два километра, мы подошли к месту, где тоннель стал уже и гораздо ниже. Идти согнувшись пришлось ещё чуть больше километра.
Местами даже попадалась живность в виде мышей. Слухи о "метрокрысах" размером с крокодила не подтвердились. Людям во все времена было свойственно приукрашивать действительность.
Вскоре сечение тоннеля поменялось вновь. Стало чуть шире, но заметно ниже.
Так могло продолжаться долго, но к счастью мы добрались до помещения, которое являлось началом этого большого тоннеля.
Здесь сходилось несколько весьма широких труб.
Решили пройти по самой широкой, но наткнулись на тупик и лестницу наверх. Аккуратно приоткрыв люк, выглянули на улицу. Вокруг была территория одного из крупных промышленных предприятий Барнаула. Исток был найден.
Теперь нам предстояло вернуться к начальной точке и обследовать противоположную сторону системы. Это заняло у нас ещё некоторое время. А общее время, проведённое под землёй, уже исчислялось несколькими часами.
Используя свет фонарей и штативы, делали интересные кадры. Хотя усталость уже давала о себе знать, откладывать вторую часть тоннеля на потом не хотелось. Система была хоть и длинная, но скучноватая. Я неоднократно замечал, что если не завершить дело сразу, в последствии можно найти себе массу оправданий, чтобы оставить всё как есть. А это в корне неправильный подход.
Дойдя до того места, где мы вывернули в тоннель из бокового ответвления, сразу же пошли вниз по течению. Уклона не было вовсе, поэтому вода как будто стояла на месте.
Иногда попадались вот такие смотровые колодцы, через которые можно было вылезти на поверхность. Но чаще всего лестницы в них были беспощадно ржавыми и просто ломались под ногами.
Вскоре тоннель пошёл резко вниз и началось самое интересное. Шум, который создавали небольшие водные пороги, провоцировал непрятное ощущение надвигающейся позади волны.
Идти было скользко, снимать очень неудобно. "Шевелёнка" с последующей пересъёмкой отнимали много времени и остатки сил.
А тоннель всё не заканчивался. Теперь мы понимали, что по этой системе действительно можно пересечь значительный отрезок в масштабах всего города, не выходя на поверхность.
Наконец перед нами встала действительно непреодолимая преграда. Своеобразный водопад с перепадом высоты 1,5-2 метра не сулил возможности обратного хода. Спуститься мы могли, но не было уверенности, что в конце будет нормальный выход на поверхность. Как говорится, не уверен - не делай. Нами было принято единственно верное решение - возвращаться обратно. Путь "в гору" давался как никогда трудно.
Спустя какое-то время мы нашли то место, где в тоннеле под землёй был водопад. Примерно через полкилометра от того места тоннель упирался в очистные сооружениями на берегу Оби. Если бы мы преодолели водопад, то оставшиеся 500 метров пришлось бы преодолевать вплавь. В, мягко говоря, не самой чистой воде.
Так или иначе, но очередная легенда пала перед натиском городских исследователей. Разумеется, многие скажут, что это ерунда и подобными канализациями перерыто полгорода. Таким могу возразить, что это тоже история города. История его советского периода, наполненного множеством интересных объектов, о которых, по ряду причин, мало что известно большинству барнаульцев. Бетонные артерии пронизывают тело любого крупного города, придавая некую загадку и недосказанность...
Благодарю за внимание!
Как всегда читаю на одном дыхании!))
Это очень крутой материал! Спасибо Жень!