Главная Статьи Ининский мост

Ининский мост

Одним из самых любимых мест отдыха жителей нашего края по праву считается Горный Алтай. Уникальная и живописная природа этих мест заставляет нас вновь и вновь возвращаться в горы. И всё это благодаря тому, что в 30-х годах прошлого века был построен Чуйский тракт, сделав Горный Алтай доступным для туристов. Но сегодня я не стану описывать историю создания этой дороги, а остановлюсь на одном из самых уникальных инженерных сооружений Чуйского тракта. Речь пойдёт о ныне заброшенном Ининском мосте.

 

Строительство моста началось в декабре 1934 года. Спроектировал сооружение инженер-конструктор Сергей Афанасьевич Цаплин - выпускник Ленинградского института инженеров путей сообщения. Ининский мост стал первым в России двухцепным висячим мостом.

 

Цаплин сам претворял свой проект в жизнь, был главным инженером и начальником строительства. В подготовительных работах принимали участие местные жители села Иня - они отбирали для моста первосортную древесину лиственницы. Мост строили около 3000 заключённых седьмого отделения Сиблага НКВД. На левом берегу на пригорке стоял ограждённый колючей проволокой лагерь, а чуть выше располагалась охрана.

 

Все работы велись вручную - руками натягивали тросы, крутили гайки. Канаты для моста скручивались на месте, прямо на льду застывшей Катуни с использованием задней оси грузового автомобиля. Работы велись как днём, так и ночью при свете фонарей. При строительстве моста впервые были применены железобетонные башни (пилоны), соединительные конструкции канатов и ряд других нововведений.

 

Финальная сборка моста была начата 16 января 1936 года и полностью завершена через два с половиной месяца, 31 марта. В апреле начались испытания объекта. Шесть автомобилей ЗИС с полным грузом от 6 до 8 тонн медленно проехали с берега на берег, а 26 апреля, после подписания акта приёмки правительственной комиссией, состоялось торжественное открытие нового моста.

 

На открытии присутствовали все рабочие ининской автобазы. С.А. Цаплин выступил с речью, в которой сообщил, что первые испытания, произведенные комиссией, мост выдержал на отлично. Секретарь обкома ВКП(б) товарищ Хабаров, также присутствовавший на открытии, передал приветствие и благодарность строителям и собравшимся рабочим ининской автобазы от имени обкома и облисполкома.

 

В 1937 году, на X съезде комсомола в Москве был показан киножурнал. В нём демонстрировались этапы строительства моста через реку Катунь под руководством инженера-комсомольца Цаплина.

 

Неофициально этот мост именовался "дембельским", поскольку после завершения работ всех заключенных обещали амнистировать. Скорее всего, поголовной амнистии не было, хотя то, что для лучших строителей как премия служило досрочное освобождение - достоверный факт всех советских ударных строек. 

 

Также, по одной из версий, автомобиль ЗИС-5 с амнистированными рабочими, которым управлял водитель-стажёр, упал с обрыва по дороге в Бийск, в результате чего погибли 27 человек. Правда это или нет, сейчас установить практически невозможно.

 

Ининский мост функционировал до 1970 года. Во время эксплуатации он охранялся, на нём висели фонари, стояли сторожевые будки с телефоном. Общая длина моста по настилу составляла 142 метра. В сентябре 1970 года мост был выведен из эксплуатации, прослужив верой и правдой 34 года. Причиной консервации стало строительство нового железобетонного моста по соседству.

 

В 1994 году Ининский мост получил статус памятника истории и культуры России. Впрочем, это не сказалось положительным образом на его сохранности. Никаких консервационных мероприятий проведено не было. По сути, мост остаётся заброшенным на протяжении четырёх десятков лет. Раньше строили на совесть, поэтому старый мост ещё долго будет оставаться памятником трудовым подвигам предыдущих поколений.

В настоящее время мост никак не охраняется. Доступ к нему абсолютно свободный. Местные жители перегоняют по мосту скот на другой берег Катуни.

 

Однако хочу предупредить, что деревянный настил прогнил очень сильно, местами имеются огромные дыры. Поэтому при нахождении на этом мосту следует быть предельно внимательными и в первую очередь смотреть под ноги, а уже потом - любоваться пейзажами. 

 

Так Ининский мост выглядит со стороны современного моста. Настоятельно рекомендую данный объект для посещения.

Также рекомендую подписаться на сообщество Urban History, где вы можете ознакомиться с другими материалами на тему неизвестной истории Барнаула и Алтайского края.

Благодарю за внимание!

Просмотров/предпросмотров: 7067/1678
 
Вернуться к списку статей →

Комментарии

Комментариев еще нет