Главная Статьи История речного вокзала Барнаула

История речного вокзала Барнаула

Хотелось бы рассказать о пристани в районе Ковша, которая когда-то была одним из самых популярных мест Барнаула. В этом же месте располагался старый Речной вокзал, который потерял свою надобность после строительства современного здания «речного» в 1985 году. Это сейчас на Речном вокзале работают несколько причалов, оборудована набережная, появился Новый мост, катается доступная для народных масс «Барракуда», а тогда на месте старой пристани для пассажиров действовал лишь один причал. Также интересна судьба старого подвесного моста, от которого остались только бетонные опоры.

Река Обь уже давно используется в качестве транспортной артерии. Сначала по Оби ходили мелкие лодки и небольшие суда, а с середины 19-го века по реке в районе Барнаула стали проходить первые пароходы. С 60-х годов позапрошлого столетия барнаульские судовладельцы установили навигацию с близлежащими городами, и началось усиление транспортно-речного значения Барнаула. До революции в городе было несколько крупных частных пароходных компаний и около 20 поменьше.
В советское время старый Речной вокзал находился на пересечении улиц Пушкина и Промышленная (до революции – Набережная). Еще в начале 20-го века здесь велись работы по расчистке и углублению дна реки. А в1930-х годах напротив вырос целый остров, известный как «Остров Отдыха». Под таким названием он существует и в наши дни. Остров появился благодаря меняющемуся руслу реки и жаркому лету. Сначала на месте водной глади появилась песчаная отмель, ее естественно никто не стал убирать, затем она начала прирастать мусором, прибиваемым рекой, новым песком и илом, а также приносимыми ветром семенами тополей, тальника. За какие-то 20 лет остров достиг достаточно крупных размеров, тем не менее, Ковш все еще оставался проточным, но заметно обмелел, так как большая часть воды шла в основное русло Оби.

Дебаркадер и ресторан «Волна»

До Великой Отечественной войны, и вплоть до Перестройки, речной транспорт считался одним из самых дешевых в стране. Пристань на пересечении Пушкина-Промышленная имела важное торговое, грузовое и пассажирское значение в жизни Барнаула. Для обустройства пристани 9 мая 1939 года здесь построили деревянный речной вокзал. Строили примерно год. Новые водные ворота Барнаула представляли собой крепко сбитый деревянный двухэтажный дебаркадер (пристань). На первом этаже Речного вокзала были кассы, буфет и зал ожидания на 150 мест, на втором – радиорубка и небольшая гостиница. Все это стояло на железобетонном основании, которое сохранилось до сих пор. К пристани спускалась широкая деревянная лестница, позже замененная на каменную с железными периллами. Наверху находилось Управление речного порта и ресторан «Волна» (не тот, что ныне возле «Паруса»J). Рядом с рестораном находился памятник Ленину, от которого сейчас сохранился только постамент. Когда именно появились памятник Ленину и «Волна» не могу сказать точно, но в 50-х все это уже было.
Кстати, в 60-х в Барнауле двумя самыми модными ресторанами были «Алтай» в одноименной гостинице и «Волна» на старом речном.

По рассказам одного из местных жителей в то время, как и всегда, государством пропагандировалась борьба с пьянством. Трудящихся, особенно комсомольскую молодежь, призывали уметь веселиться без бутылки. И стало возникать такое явление, как «безалкогольная свадьба». Вызывает большие сомнения, что многие этого хотели, но лишний раз заработать себе очки по партийной линии в ВЛКСМ хотел каждый.


В начале 40-х на пристань приплывало и отплывало примерно 30 грузовых и пассажирских судов, барж, паромов, речных трамваев. В 1941 году остров Отдыха решили сделать полуостровом, насыпав дамбу, чтобы в Ковше образовалась стоячая вода. Но грянула Великая Отечественная война и деятельность речного транспорта практически замерла. Многие речники ушли на фронт, и вся работа встала. В итоге дамбу доделали примерно к началу 50-х годов. Тут вмешался и климатический фактор, протока в районе ковша была слишком мелкой и осенью-зимой попросту пересыхала. Постоянно приходилось углублять дно, в итоге длина протоки растянулась на более чем 4 км. Сейчас на этом месте дамбы проходит улица Дамба берега Оби, получившая свое название в 60-х, находятся различные хозяйственные и административные здания, посреди острова – Водно-моторный клуб «Нептун» (раньше был лодочный причал №1). Дамба возводилась тяжелым физическим трудом. После войны техники практически не было. Работа велась по устаревшей технологии с использованием фашин (связки прутьев, длинной несколько метров и диаметром примерно в 1 метр наполненных крупной галькой, щебнем и т.п.). Крупные гранитные булыжники и щебень подвозили на лошадях и сбрасывали в воду. Отчасти на этих камнях сейчас построился жилой комплекс «Аквамарин» из трех 24-этажек.


В 1950-е годы пристань начала интенсивно развиваться. На смену большей части ручного труда приходит техника. Например, погрузка-разгрузка теперь осуществляется не руками рабочих, а плавучими и береговыми кранами. По улице Промышленная от пристани проложили рейсы. По ним до ж/д станции тащились паровозы груженные строительными материалами и прочими грузами. В те времена существовала забава ходить по одной рельсе или вести по ней девушку за руку. Как уже говорилось, речной транспорт был дешевым, поэтому многие могли позволить себе уехать из Барнаула в Бийск или Камень-на-Оби по реке, и выходило это даже дешевле, чем на поезде, но значительно медленнее. Так до Бийска судно шло 37 часов, до Камня-на-Оби – 36 часов. Но если из «Камня» поплыть в Барнаул, то против течения пароход шел почти 2,5 суток. В наше время осуществлять такие рейсы экономически невыгодно, поэтому пароходы уже плавают не дальше Бобровки. Буквально на днях выяснилось, что и эти направления теряют свою актуальность. В субботу в после 17:00 уже практически невозможно уехать в Бобровку или Рассказиху. Эти направления не пользуются спросом, а вот билеты на прогулочные теплоходы и веранды, особенно в жаркие дня разлетаются как горячие пирожки. Прогулочные рейсы существовали и в 1970-х. Так в 1971 году по выходным от пристани ходил теплоход с названием «Вечерний Барнаул», плавал он 4 часа. Рабочие и служащие любили проводить там свой отдых.В 1985 году построили новый Речной вокзал, а старый закрыли.

Просмотров/предпросмотров: 70088/982
 
Вернуться к списку статей →

Комментарии

101,4
Алексей Мухатов

Побольше таких статей! Интересно историю города узнавать.

8 марта 2017 в 11:53
0
465,3
Сеньорита

спасибо за такие статьи

1 января 2017 в 22:18
0
465,3
Сеньорита

обожаю историю!

1 января 2017 в 22:18
0