Главная Статьи Барнаул "С птичьего полёта" четверть века спустя

Барнаул "С птичьего полёта" четверть века спустя

Несколько лет назад мне в руки попал набор открыток Александра Проваторова "Барнаул с птичьего полёта". Фотографии были сделаны автором в начале 90-х годов. Съёмка производилась с дельтаплана "Фаворит" (производства АЗПИ) и воздушного шара АХ-6 фирмы "Диво". Изучая эти по-своему уникальные фотографии, я задумался: а как изменился наш город за эти 25 лет? Ведь этот временной промежуток застало большинство современного поколения.

Город менялся на наших глазах, где-то приходя в упадок, а где-то становясь современнее и краше. Поэтому я решил повторить эти фотографии, используя современную беспилотную фототехнику. 

В начале давайте посмотрим, как изменились окрестности телецентра в Нагорной части города. Тем интереснее сравнивать фотографии, наблюдая за происходящим с высоты 300 метров. Особенно заметно, как изменилось русло Оби и поредела растительность в санатории "Барнаульском". В целом же кардинальных перемен не произошло, чего не скажешь о других городских точках.

Например, о площади Свободы. Время не пощадило это место. Торговый дом Сухова сгорел через 5 лет после того, как было сделано верхнее фото. Не восстановлен до сих пор. Да и прочие здания начала XX века едва ли выглядят лучше. Да, возможно их фасады и стали краше, но лишь за счёт рекламных вывесок, пик изобилия которых пришёлся на середину 00-х годов.

Трамвайное кольцо стало более опрятным и ухоженным - внутри него были вырублены кусты и деревья. До очистки это место пользовалось спросом у местных бродяг и любителей справить естественную нужду непотребным способом. Тупиковый путь в середине кольца раньше имел смотровую яму. При расчистке внутрикольцевого пространства её закопали. Само путевое развитие конечной станции было полностью переуложено в 2009 году. Если кто-то помнит другие особенности описываемого места тех лет, прошу дополнить моё описание в комментариях.

Продолжаем наше путешествие в недалёкое прошлое. Теперь мы пролетим над Обским бульваром, проект которого был воплощён процентов на 20-30. При строительстве участка от Ленинского до Комсомольского были вырублены остатки легендарной Дунькиной рощи. В целом же за 20 лет изменилось не многое: установили так называемый "Нулевой километр" да уложили тротуарную плитку взамен асфальта. Кроме того разрослись зелёные насаждения, и бульвар приобрёл более уютный вид.

За кадром произошли более серьёзные преображения, но пусть о них расскажут другие городские исследователи. Всё-таки Барнаул 80-90-х годов был по-особенному уютен и покрыт толстым слоем пыли недавно павшей империи. Из каждого переулка и двора доносились аналоговые звуки настоящей, неоцифрованной жизни. Те, кто не застал тех времён, едва ли поймут, что я имею в виду...

Вот уж какое место вообще не изменилось за 20 с лишним лет, так это окрестности Покровского собора. Время здесь остановилось, разве что обросло вкраплениями современности в виде пластиковых окон и ярких обрамлений покосившейся старины.

А вот как выглядела Демидовская площадь. С тех пор её облик не изменился, разве что разрослись деревья и пришёл в негодность асфальт. И всё-таки удивляет, как плёночная фотография способна отразить внутреннюю ностальгию по тем самобытным временам...

 

Теперь же мы перенесёмся на Речной вокзал. К сожалению, угол обзора данного снимка не позволяет увидеть, как сильно изменились окрестности. Зато сам Речной остался таким, каким и был в начале 90-х. Хорошо заметно, как пришла в запустение набережная Барнаулки. Тот кусок, который восстановили летом 2017 года - лишь небольшой фрагмент.

Два главных и, увы, необратимых изменения - это фактическая утрата памятников истории и архитектуры: Дома купца Поскотинова, сгоревшего в 2002 году и ныне заброшенного до состояния просадки фундамента, и гостиницы "Империал", сгоревшей в другом пожаре до тла и в последствии снесённой. Сейчас на её месте ТЦ "Воскресенье". Эх, снести бы эту "помойку", да восстановить гостиницу!

Слева от Речного виднеется стройплощадка Нового моста, до сдачи которого оставалось ещё 3-4 года. Было бы интересно посмотреть на это место с того же ракурса, но в году в 50-м XX века... Помочь в этом могла бы архивная аэрофотосъёмка, ценнейшие архивы которой, надеюсь, не канули в безвременьи на стыке двух цивилизаций.

 

Продолжаем блуждать во времени, сравнивая Барнаул четвертьвековой давности с сегодняшним. Перед вами парк культуры и отдыха "Изумрудный", а точнее две его достопримечательности: пруд с небольшим островком и двумя мостами, а также Колесо обозрения. На первый взгляд может показаться, что ничего не изменилось. На самом деле изменилось многое.

Ухоженный парк превратился в дремучий лесок с заброшенными аттракционами и почти пересохшим водоёмом. Не так давно парк подвергся масштабной вырубке деревьев. Кроме того мэр Дугин заявил, что вместо пруда появится какой-то бассейн. Такими темпами парк в скором времени может полностью поменять облик, но вернётся ли к нему былая популярность среди горожан - вопрос, конечно, открытый...

 

Но вернёмся в Старый город. Перед вами государственная филармония Алтайского края. Я, конечно же, помню её такой, какой она показана на верхней фотографии. В начальных классах школы нас водили на поэтический вечер. Да и в целом частые визиты в Старый город хорошо отпечатали в памяти советский облик Народного дома.

В конце 90-х здание встало на ремонт, который завершился лишь в 2007 году. Филармонии был частично возвращён дореволюционный облик, но так же были добавлены ранее никогда не существовавшие элементы: третий дверной проём, балкон и т.д. Главной же особенностью здания стал новый интерьер помещений, который по праву считается одним из красивейших в Барнауле.

 

В этом году окончательно не стало барнаульского речного порта, который находился на стыке улиц Промышленной и Льва Толстого. На его месте ведётся строительство очередных муравейников под ироничным названием "Новая пристань". Жилые дома продолжают вытеснять замшелые уголки того душевного советского Барнаула, рассвет которого пришёлся на 70-80 годы прошлого века. Именно на то время пришёлся и пик грузооборота городской пристани. По железнодорожной ветке к порту постоянно курсировали составы с зерном, углём, строительными материалами, которые после перегрузки на баржи доставлялись по Оби в различные районы края, не имевшие в то время развитой транспортной инфраструктуры.

В 2013 году была частично разобрана железнодорожная ветка, почти сразу начался демонтаж портовых кранов. Залив, именуемый в народе Ковшом, стал использоваться как место зимовки речных судов. А уже в этом, 2017 году был разрезан последний кран. Его остов виден на нижнем фото. Тогда как на верхнем, сделанном в начале 90-х, мы видим вереницу кранов, готовых к работе.

Сейчас остался всего один кран Ganz, который используется на растворном узле стройплощадки жилого дома. Также беспокоит дальнейшая судьба первой городской электростанции дореволюционной постройки. Здание пока не имеет статуса памятника, вследствие чего в 2014 году был разрушен верх дымовой трубы. Да, он мог обвалиться, но как теперь быть с восстановлением этого элемента...

Что мы имеем в сухом остатке? Эпоха речного судоходства на Алтае постепенно уходит в прошлое, как следствие - ликвидация различных подразделений речного транспорта. Что появляется взамен? Да у нас только это и появляется. И всё ощутимее чувствуется нехватка неординарных мест, не похожих на другие. Со своей историей и так называемым "культурным кодом". И скучают по этим местам немногие, а это значит, что вместе с душевными местами исчезают и душевные люди. А это куда более невосполнимая утрата...

А далее мы посмотрим, как за четверть века изменился внешний обоик памятников архитектуры Барнаула. В частности Доходного дома Аверина, дома купцов Шадриных и дома начальника Алтайского горного округа.

В начале 90-х исторические здания города постепенно ветшали, с них медленно осыпался косметический ремонт, сделанный к 250-летию Барнаула в 1980 году. Но в те времена Старый город ещё был старым, и его улицы с проспектами были едва тронуты сединой покосившихся фасадов и трещин в старых кирпичах. Спустя 2,5 десятилетия внешний вид описываемых зданий изменился разве что в худшую сторону. И теперь на контрасте со стеклянно-керамическими фасадами они выглядят действительно ненужными.

Исключением является здание городской администрации на Ленинском проспекте (3 фото), состояние которого всегда поддерживалось на уровне в виду его принадлежности. А что касается "Небоскрёба" и "Русского Чая", то здесь всё печальнее. Разница на фотографиях весьма ощутима. Хотя дом Шадриных и встал на реконструкцию, но ходят слухи, что при реставрации используются самые дешёвые, а местами и б/у материалы. Нынче слишком дорого сохранять историю.

 

 

 

А теперь перенесёмся на площадь Победы, на пересечение проспекта Строителей с проспектом Красноармейским. За четверть века изменился лишь внешний облик гостиницы "Барнаул" да стало чуть зеленее. А вот главные перемены произошли на заднем плане, когда Первомайка и прилегающие кварталы превратились в "барнаульский Манхеттен". Точечная застройка победила этот город. Где-то она пришлась к месту, разбавив монотонность 9-этажных панелек, а где-то изуродовала облик города. Пример - исторический центр.

 

На юго-восточной окраине города пролетим над старым мостом через Обь. Как мы видим по фотографиям, изменилось лишь одно - был демонтирован один из 4 железнодорожных мостовых переходов, а вместе с ним и один из 4-х путей перегона Барнаул-Присягино, который преимущественно использовался для движения электропоездов. А ведь демонтированный мост был тем самым, который построили в 1915 году при сооружении Алтайской железной дороги. Фрагмент аналогичного моста в Новосибирске был сохранён и установлен в виде памятника на новосибирской набережной. А у нас мало того, что не сохранили старые конструкции, так ещё и новые не установили (кроме двух пролётов на правом берегу).

Кстати, автомобильное полотно на старом мосту появилось лишь во второй половине XX века, но это уже совсем другая история, которую расскажу позже.

На следующей фотографии мы вновь вернёмся на Речной вокзал. Сам речной уже был показан с другого ракурса, а наше внимание привлечёт памятник теплоходу "Ракета", заметный на снимке начала 90-х. Подобные теплоходы активно эксплуатировались по Оби с начала 60-х на протяжении примерно 30 лет. "Ракеты" развивали значительную скорость по сравнению с другими речными судами, передвигаясь на подводных крыльях.

У барнаульского Речного вокзала была установлена "Ракета"-21. Это порядковый номер данного судна. С 1962 по 1985 год теплоход эксплуатировался на линии Камень - Томск - Колпашево - Александровское, некоторое время был приписан Новосибирскому судоремонтному заводу. В 1986 году был продан Каргасокскому лесопромышленному комбинату и только после списания в конце 80-х был установлен в качестве памятника в Барнауле. Однако красоваться ему пришлось не долго, уже в середине 90-х годов памятник был уничтожен. Его банально сдали на металлолом, чтобы получить сиюминутную прибыль.

И если эту "Ракету" худо-бедно ещё помнят, то второй подобный теплоход-памятник едвали запомнился барнаульцам. Всё потому, что находился он у проходной судостроительного завода в посёлке Затон. В отличие от барнаульской "Ракеты", эта была не просто памятником, а использовалась в качестве кафе и видеосалона. Её постигла та же участь, но немного раньше - в самом начале 90-х.

Этот теплоход жаль не меньше, ведь он эксплуатировался именно в Алтайском крае, на линии Барнаул - Усть-Чарышская пристань, вплоть до списания в 1986 году. Всё это - очередные страницы нашей малоизвестной истории, которая со временем окончательно сотрётся из памяти людей.

А завершить обзор фотографий четвертьвековой давности хочется в одном из живописных предместий города. Почти 25 лет разделяют эти снимки, но облик тех мест ничуть не изменился. Окраины Барнаула всё ещё полны той самобытности, которую окончательно утратил центр города - как исторический, так и деловой.

Как мы видим, прошло всего лишь 25 лет, но даже за этот непродолжительный временной промежуток изменилось очень многое. А самое главное - изменились и мы с вами. Как и наше отношение к тому непростому времени. Кто-то вспоминает его с ностальгией, кто-то с отвращением, а кто-то с иронией. Радует лишь то, что всегда были и будут те, кто сохраняет и передаёт по наследству память об уходящих эпохах, заботливо документируя свой взгляд на окружающую действительность. Пока среди нас есть "хранители времени", мы никогда не потеряем почву под ногами.

Просмотров/предпросмотров: 7747/1297
 
Вернуться к списку статей →

Комментарии

23,4
Виктория Шакалова

Очень грустная статья. Но она даёт повод для размышлений. Что мы оставим после себя? Раньше этот вопрос очень сильно волновал людей. читать полностью..

31 октября 2017 в 13:41
2