Тайна старого дома
Приветствую вас, друзья! В очередной осенний вечер я перелистывал архивы старых фотографий в поисках того, чем можно поделиться с вами. И случайно вспомнил, как несколько лет назад исследовал подвал одного из дореволюционных зданий в историческом центре Барнаула. Этот дом хорошо известен любителям вечерних прогулок по Старому городу, и те, кто хоть немного интересовался изнанкой расписных фасадов, догадаются, о каком из них идёт речь.
Как известно, многие каменные постройки конца XIX - начала XX веков имели тайные подземные проходы, обеспечивая хозяевам этих домов возможность незаметно покидать своё жилище по тем или иным причинам. Я думаю, вам доводилось слышать об этих легендарных подземельях от старожилов либо встречать упоминания в различных публикациях, в том числе и моих.
Однако найти эти подземные лабиринты в наше время практически невозможно. После революции такие проходы по большей части замуровывались либо со временем подвергались обвалам и затоплениям, особенно учитывая высокий уровень грунтовых вод в Старом городе. Спустя сто лет в Барнауле сохранилось лишь несколько таких тоннелей. Но кто знает, быть может остались и те, что чудом уцелели и ждут тех городских исследователей, которые вернут их из столетнего забвения.
В конце нулевых годов мне довелось пообщаться с работягой, который на рубеже столетий работал на стройке одного хозяйственного сооружения. При рытье котлована под будущий фундамент рабочие наткнулись на старый кирпичный тоннель, который шёл из под старого дома по соседству. Пройдя по нему, они оказались в подвале дома. В другую сторону тоннель тянулся на несколько десятков метров и упирался в завал. Вооружившись этой информацией, я, как говорится, отправился навстречу неизвестности.
Попасть в подвал оказалось не сложно - одно из подвальных окон, по причине банальной халатности, оказалось открыто. И, преодолев почти метровую толщину старой кирпичной кладки, я оказался в заветном подземелье. Внутри ожидаемо царили тьма и тишина. Ноги скользили по грудам битых кирпичей, которые от многолетней сырости рассыпались от одного прикосновения. В первой комнате искать было нечего, да и пауки, свирепо молчавшие со своих пыльных паутин, намекали, что стоит идти дальше.
Часть помещений оказалась затоплена грунтовыми водами. Принеся в жертву комфорт своих ног, я вброд преодолел эти преграды, но снова не нашёл ничего, кроме ржавого металла и сталактитов кирпичной трухи. Проёмы между помещениями имели кирпичные перемычки, а это значит, что перепланировке подвал не подвергался. Это немного повышало шансы на успех. Местами для усиления стен были использованы железнодорожные рельсы. Но и они за десятилетия совсем состарились, хлопьями роняя слезавшую с них ржавчину. Преодолевая преграду за преградой, мне казалось, что вот-вот с потолка посыпятся тяжёлые дореволюционные кирпичи.
На следующем снимке в левом верхнем углу видно небольшую дыру в стене - последнюю преграду на пути к заветной цели. Пролезть через неё оказалось непросто. Ой как непросто... И что же я увидел, оказавшись в самом дальнем помещении подвала?
А увидел я именно то, что искал! Начало подземного тоннеля, о котором мне поведал работяга в одной из заводских слесарок на окраине Барнаула. Но, к сожалению, начало тоннеля оказалось доверху засыпано битым кирпичом. Но прекрасно был виден арочный свод. Да и направление тоннеля было правильным - как раз в сторону соседней хозпостройки. Скорее всего, ход был завален специально теми же строителями, что обнаружили этот старый проход.
Было немного обидно. Но вместе с тем подтвердилась легенда, согласно которой раньше весь исторический центр Барнаула был связан под землёй сетью секретных тоннелей. Немного поразмыслив в тишине промозглого подвала, я стал медленно пробираться к выходу. Обратный путь давался чуть легче, словно дом извинялся за неоправданные надежды. Холодную сырость подвала вскоре сменил тёплый осенний воздух октябрьской ночи. По крайней мере, он показался мне таким после вековой сырости заброшенных подземелий. Серебряный век города по-прежнему бережно хранил свои тайны, лишь изредка награждая городских исследователей за смелость и упорство!
Душевно и красиво