Урок 11. Оптические иллюзии на дороге
Автомобиль, как правило, не совершает аварии. Как правило, ДТП случается из-за того, кто управляет автомобилем, но а человеку свойственно ошибаться. Сегодня с Ларисой Мищенковой - психологом, педагогом-практиком автошколы "Барнаульский Центр Высшего Водительского Мастерства" поговорим об оптических иллюзиях.
Какие оптические иллюзии существуют?
Мы с вами уже говорили о скорости реакции человека на 10-м уроке, сегодня мы продолжим разговор о физиологии. И поговорим о зрении водителя. Вот эти две темы направлены мной не на то, чтобы дать какие-то конкретные рекомендации по управлению, я хочу привлечь наших водителей к мысли о том, что мерить безопасность своего управления нельзя ни стажем, ни маркой автомобиля, ни новыми шинами, ни количеством подушек безопасности.
Мне хочется привлечь внимание к тому, что есть еще очень много факторов, на которые, к сожалению, человек не может воздействовать. Эти факторы влияют на то, как вы доберетесь из пункта А в пункт Б.
Зрение человека так же, как и реакция, имеет свои предельные показатели, давайте мы будем брать за основу 100% зрение. Человек со слабым зрением - это понятно всем, у него будут проблемы. А как же вопрос будет решаться, если у человека 100% зрение? Я вам хочу рассказать и доказать, что даже 100% зрение человека не совершенно, очень интересные моменты связаны с оптическими иллюзиями.
Оптические иллюзии - это ошибки в зрительном восприятии, и причины таких ошибок кроются в наших физиологических особенностях. То есть ошибаться может и человек со 100% зрением, и вообще это норма. И есть такие специальные тесты, которые могут доказать, что зрительный анализатор любого человека абсолютно не совершен.
Примеры оптических иллюзий можно посмотреть в интернете.
Я уверена, что большинство из вас скажут: как же так, я вообще не думал, что так может быть. Я сама через это все прошла и была очень поражена. С одной из оптических иллюзий знакомы все водители - это "мертвая зона", либо "слепая зона", однако это вообще самый минимум. Каждый водитель должен знать, что свет и цвет может очень сильно искажать расстояние и скорость движения автомобиля.
Были проведены специальные опыты, которые подтвердили, что люди по-разному воспринимают скорость движения автомобилей с различным цветом кузова. Сделали они так, на трассу поставили разные автомобили разного цвета, но каждый из них до встречного автомобиля находился на расстоянии 100 м и двигался со скоростью 70км/ч.
Как же воспринимали водители встречного автомобиля ситуацию в зависимости от того, каким цветом был встречный автомобиль?
Черный автомобиль испытуемым казался удаленным на расстояние приблизительно 108 метров, а его скорость оценивалась гораздо ниже — 62 км/ч. Автомобиль синего цвета: казалось, что он находится на расстоянии 104 метра, а скорость его была 69 км/ч.
Оказывается, что расстояние до темных автомобилей кажется больше, а скорость их движения кажется меньше. А вот с автомобилем белого цвета было все наоборот, когда ехал белый автомобиль казалось, что он находится на расстоянии 98 метров, а его скорость 72 км/ч. Когда ехал желтый автомобиль, то казалось, что он находится на расстоянии 96 метров, а скорость его 74 км/ч, то есть здесь получается наоборот, казалось, что он находится к нам ближе, и скорость его была больше. В плане безопасности такое восприятие лучше для каких-то неприятных моментов.
Рекордсменом оказался автомобиль красного цвета. Он воспринимался в следующем режиме: казалось, что он находится на расстоянии 92 метра, а скорость его была 78 км/ч. То есть темные автомобили искажают реальность в более опасную сторону, светлые наоборот.
И в целом для всех марок легковых автомобилей самым безопасным по тяжести последствий ДТП принято считать желтые или красные автомобили. То есть они хоть и создают оптические иллюзии, неправильно воспринимается информация с ними, но она воспринимается в сторону улучшения.
А как еще может обманывать нас наше зрение?
Размеры авто точно так же вызывают оптические иллюзии. Если автомобиль едет крупногабаритный, то нам будет казаться, что он находится чуть дальше, а он в реальности чуть ближе. И еще очень сильно влияет на восприятие дорожной информации контрастность. Пример в тестах: два кружочка одинакового серого цвета одинакового оттенка, если мы один из них накладываем сверху на квадрат темного цвета, а другой наоборот на квадрат серого цвета, то сразу восприятие наше меняется мгновенно. Нам кажется, что ярче тот, который находится в контрасте с темным квадратом. И как только мы уберем эти квадраты и оставим, опять только в поле зрения эти кружки одинакового цвета, они сразу становятся опять одинаковыми. Вот такой парадокс.
Сумерки — это время, которое считается весьма аварийным. Почему?
Самое большое количество ДТП приходится именно на эту часть суток. Положение усугубляется тем, что одежда пешеходов имеет темные цвета и не имеет светоотражающих элементов. Она очень плохо контрастирует с окружающим фоном, все темное и одежда темная, и поэтому пешеходы становятся невидимыми. Это нужно обязательно учитывать в своем вечернем передвижении. Влияние на видимость также оказывает цвет дорожного покрытия.
Если асфальт, по которому мы движемся, светлый, то это очень хорошо. Но если он темный или еще хуже, когда влажный, то сразу создаются дополнительные иллюзии, происходит большое искажение восприятия дорожной информации. И особенно серьезную опасность представляет ослепление водителя светом фар встречного автомобиля. Видимость резко ухудшается, хотя мы с вами привыкли и каждый день сталкиваемся с понятием "ослепление".
И мы не отводим этому достаточного внимания, мы продолжаем ехать, не снижая скорости, однако исследования показали, что процесс восстановления зрительных функций после ослепления может колебаться в очень значительных пределах, и у некоторых водителей он будет достигать 10 секунд. Чтобы ваше зрение начало снова видеть на 100% после ослепления фарами может пройти до 10 секунд.
Я каждый день езжу по слабоосвещенным или вовсе неосвещенным участкам дорог, где водители невольно ослепляют друг друга даже ближним светом фар. Я вижу много машин, которые не снижают скорость перед встречными авто. А всегда ли мы выбираем разумную и безопасную скорость в темное время суток во время дождя, когда в каждой капле отражаются фары машин, уличные фонари и даже свет луны? Все эти блики сильно мешают нашему зрению. Некоторые водители ночью едут в привычном для них "дневном режиме" с теми же малыми дистанциями и боковыми интервалами на высокой скорости.
Ослепление может быть таким сильным, что наступит полная потеря зрения. Хотя вам так не будет казаться, ведь очень уж кратковременный этот отрезок по времени. А давайте попробуем и сымитируем ослепление. Представьте, что вы закрыли глаза всего на 5 секунд и едете при этом в плотном потоке по центральному проспекту, где через каждые 70 метров пешеходные переходы. Впереди едущая машина начинает интенсивно тормозить. Вы можете себе позволить ехать, не контролируя ее? Вот и в ослепленном состоянии нельзя ехать с маленькой дистанцией и на неразумно высокой скорости.
А если в этот миг ребенок пойдет через дорогу?
Неприятно и страшно даже представить себе такое. Поэтому призываю прочувствовать это на себе и принять соответствующие меры. Обязательно после нашего урока познакомьтесь с оптическими иллюзиями, что называется вживую. Мы сегодня с вами говорили о зрении, вернее, о его несовершенстве за счет интересной формы зрительного искажения – оптических иллюзий. Давайте будем помнить: если ваше зрение стопроцентно, то доверять ему на 100% все равно я бы не советовала.
В следующий раз в "Автоклассе" поговорим о том, нужно ли рисковать за рулем и стоит ли это делать вообще, если речь идет о вождении автомобиля.
Все советы и уроки контраварийного вождения для начинающих и для водителей со стажем от профессионалов автошколы БЦВВМ.
Фото: Фактрум.
А то
А то
С выводами согласен нужно быть осторожным за рулем. На счет экспериментов про автомобили разного цвета в цифрах я бы не стал оценивать. На читать полностью..
ты, вообще. молодец))
ты, вообще. молодец))
Правильно я машину перекрасил