Главная Статьи Дореволюционный мост в посёлке Тальменка

Дореволюционный мост в посёлке Тальменка

Добрый день, друзья! Сегодня мы с вами посетим старый железнодорожный мост через реку Чумыш, расположенный в посёлке Тальменка. Этот мост примечателен тем, что он ровесник Алтайской железной дороги, построенной в 1915 году.

История моста, как и всей железнодорожной линии Новониколаевск - Барнаул, началась в 1913 году с проектно-изыскательских работ по сооружению дороги. Строительные работы закипели в том же году, сооружение железной дороги планировалось завершить рекордными темпами. Одним из инженеров-проектировщиков моста был Август Андреевич Анжеянис, который занимался строительством железной дороги через Тальменку.

Государство, не выпускавшее из под своего надзора частное железнодорожное строительство, назначило главным контролёром Алтайской дороги помощника главного контролёра Екатерининской железной дороги Н.А. Лобарёва. Работы велись одновременно на всём протяжении линии. В 1913 году на сооружении Алтайской железной дороги трудились 19 тысяч строителей, преимущественно из "сдельщиков" – крестьян местных деревень.

Начавшаяся 1 августа 1914 года Первая Мировая война значительно осложнила условия ведения строительных работ. Уже в октябре 1914 года правление Алтайской железной дороги направило главному инженеру постройки Г. Будачёву предписание о сокращении расходов на строительство линии в связи с обстоятельствами военного времени.

С целью удешевления постройки, железнодорожный мост через реку Чумыш на станции Тальменская был построен на 2 сажени ниже проектного, что дало 100 тысяч рублей экономии и значительно сократило сроки ведения строительных работ. Путевое оснащение дороги также не соответствовало государственным стандартам. Шпалы укладывались без креозотовой пропитки, что значительно сокращало срок их службы. Стрелки переводов устанавливались ручные, рельсы привозили легковесные и укороченные, бывшие в употреблении на Транссибе.

После Октябрьской революции 1917 года советская власть в Сибири просуществовала недолго. Бои между "красными" и "белыми", проходили по всей Алтайской железной дороге - от Евсино до Новоалтайска. Следы перестрелки при форсировании белогвардейцами реки Чумыш видны до сих пор - в опорах моста остались видны следы от пуль.

В период Великой Отечественной войны (1941-1945 годы) по железнодорожному мосту через реку Чумыш шли на фронт эшелоны с солдатами, военной техникой, обмундированием и продуктами. Из центральных районов России следовали составы с эвакуированными заводами и людьми.

Все годы советской власти железнодорожный мост через реку Чумыш был в работе. Однако за почти 100 лет эксплуатации конструкции физически устарели и в 2008 году рядом со старым построили новый железнодорожный мост. Движение поездов стало осуществляться по нему. Рельсы и контактная сеть на старом мосту были демонтированы и объект превратился в музейный экспонат под открытым небом. 

Однако этот мост, как и бронепоезда на запасных путях, сохраняется не только как памятник ушедшей эпохе, но и как резервная переправа через реку, до сих пор оставаясь стратегическим объектом.

В 2001 году железнодорожный мост через реку Чумыш признан объектом культурного наследия регионального значения Алтайского края.

История моста, история края, история России тесно переплетаются и, окунувшись в эту историю, можно проследить становление советской власти, процесс индустриализации, расцвет советского государства и его развал. Поэтому задача современников – сохранить объект для будущего.

При подготовке публикации использованы материалы издания "Вестник АлтГПА".

Просмотров/предпросмотров: 70033/1111
 
Вернуться к списку статей →

Комментарии

17,4
Елена Владимировна

Фото клевые

9 июля 2017 в 00:05
0
590,7
Герман Рожков

Там фоткаться можно же))

8 июля 2017 в 23:34
0
590,7
Герман Рожков

Супер.

8 июля 2017 в 23:34
0
23,4
Виктория Шакалова

Красивые фотографии и интересный материал. Как всегда. Спасибо!

8 июля 2017 в 23:14
0