Главная Статьи Есть над Чуей рекою дорога: "Чуйский тракт" отметил 95-летний юбилей

Есть над Чуей рекою дорога: "Чуйский тракт" отметил 95-летний юбилей

27.05.2017 в 15:50 Автоновости

26 мая 2017 года "Чуйский тракт" отметил 95-летний юбилей. Трасса Р-256 Новосибирск - Барнаул - Горно-Алтайск - граница с Монголией сегодня важнейшая транспортная артерия, соединяющая три сибирских региона: Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай, а также Западную Сибирь с Монголией и Китаем.

Трасса берет начало в Новосибирске, протяженность составляет 963 км, из которых 856 проложены в Алтайском крае и Республике Алтай.

Первые упоминания о "Чуйском тракте" найдены в китайских летописях. Это лишь отрезок пути, который сейчас является частью современной дороги. И его жители Поднебесной около 3000 лет назад называли Мунгальской тропой.

Широкую известность Чуйский торговый путь получил со второй половины XVIII века. А в 20-х годах XIX века купцы "устроили избушки для склада товаров на берегах Чуи, на месте, называемом Кожо-Агач", а для торговли ездили дальше к китайской границе.

Путь по Чуйскому тракту того времени был крайне опасен, дорога была очень узкой, возле бомов, высоких отвесных скал, - не более метра-полутора шириной. Купцы старались выбрать опытных погонщиков, хорошо знавших дорогу.

"Вьючные и верховые лошади прыгают с камня на камень, по временам ударяясь боком о скалу, поднимающуюся вверх от тропинки. Проезжая по таким путям, самый искусный верховой ездок рискует на каждом шагу упасть с лошади и убиться до смерти", - написано в исторических источниках.

Со временем дорогу проложили через села Смоленское и Алтайское, а на современный "Чуйский тракт" она выходила в районе Черги. Из-за нехватки средств, сложных погодных условий дорогу обустраивали как могли, но она постоянно приходила в "первобытное" состояние.

Лишь в 1914 году в Горный Алтай была направлена экспедиция, которая подготовила проект кратчайшего направления тракта, который и стал основой современной трассы. Когда Владимир Ленин принял делегацию Монгольской народной республики, было решено укрепить политические и хозяйственные связи между двумя государствами и построить Чуйский тракт, который 26 мая 1922 года получил статус государственной дороги.

Для работ привлекалось местное население, выполнявшее трудовую повинность. К осени 1932 года главной рабочей силой стали заключенные сибирских лагерей. В основном это были раскулаченные крестьяне, в том числе и женщины, репрессированные священники. Тяжелый каторжный труд, суровые природные условия, лагерная жизнь погубили не одну сотню невольных рабочих.

В 1934 году на смену подневольным рабочим пришла специализированная эксплуатационная служба Чуйского тракта, перед которой стояла задача превратить его в образцовую автомагистраль Советского Союза. 1 января 1935 года Чуйский тракт на всем протяжении, Бийск - Майма - Усть-Сема - Черга - Онгудай - Иня - Кош-Агач - Ташанта, был сдан в эксплуатацию.

Сегодня "Чуйский тракт" - еще и основной туристический маршрут, и одна из красивейших дорог мира, по версии журнала National Geographic. Уникальна она еще и тем, что на протяжении небольшого расстояния проходит через четыре природные зоны - от лесостепи до каменистой пустыни.

По материалам: brl.mk.ru. Фото: из открытых источников в интернете, Денис Соломахин, Анна Топоркова.  

Просмотров/предпросмотров: 67608/539
 
Вернуться к списку статей →

Комментарии

145
Анютка Чеснокова

28 мая 2017 в 20:06
0
145
Анютка ЧесноковаГерман Рожков

Согласна))

28 мая 2017 в 20:05
0
590,7
Герман Рожков

28 мая 2017 в 00:53
0
590,7
Герман Рожков

Фотографии интересные )

28 мая 2017 в 00:53
0