Урок 9. Весенняя осторожность. Аквапланирование. Скорость + драйв.
Стиль вождения должен быть аккуратным, независимо от времени года. Однако наибольшую осторожность нужно проявлять, когда снежного покрова уже нет и так хочется вдавить по полной педаль газа! Руководитель БЦВВМ — барнаульской автошколы "Центр высшего водительского мастерства" Антон Мищенков считает, что для автомобилиста весенняя пора может быть так же опасна, как и зимняя. По его мнению, в этот период появляется множество факторов, способных привести к критическим ситуациям на дороге.
Разберем ряд вопросов и первый - как вести себя на дорогах весной?
— Сошедший снег обнажает поверхность дорог, и перед водителем открываются многочисленные ямы и лужи. Часто водителю не удается объехать возникающие на пути препятствия и нужно быть готовым к поездке через ямы. Чтобы избежать неблагоприятных последствий и аварийных ситуаций, не стоит с наступлением тепла увеличивать скорость и переходить на летний стиль вождения. На высокой скорости больше вероятность попасть в большую выбоину и пробить покрышку, так же необходимо думать о брызгах из-под ваших колес летящих в пешеходов.
Настоящие профессионалы никогда не делят свой стиль вождения на летний и зимний, они всегда ездят только в зимнем стиле.
Что такое зимний стиль — это сохранение достаточной дистанции и бокового интервала между автомобилями, заблаговременный прогноз и торможение, оценка состояния дорожного покрытия, грамотная техника руления: обе руки в верхнем секторе руля с закрытым или полузакрытым захватом и конечно невысокая скорость. Как только асфальт подсох, мы наблюдаем по городу бесчисленное количество "гонщиков — шашечников" летающих по городу с минимальными дистанции между автомобилями, чего делать крайне не рекомендуется. В таких условиях любое экстренное торможение приводит к плачевным последствиям.
• Я рекомендую водителям придерживаться трех главных правил: все делаем заранее, плавно и с большой дистанцией, ведь безопасность превыше всего.
— Почему необходимо соблюдать осторожность и снизить скоростной режим?
— Автомобиль это быстрое средство передвижения, но всегда ли мы правильно оцениваем свои возможности. Скорость стала неотъемлемой частью жизни для многих и тем более если водитель управляет современным авто с кучей подушек, с дорогими шинами, системами ESP, ABS и т.д. Водитель надеется на свой авто и скорость для него, это вообще пустяк, ведь у него отличный безопасный автомобиль и вообще он опытный водитель с большим стажем.
— Ведь опыт и стаж самое главное. Или это не так?
Хочется сказать про функциональные возможности организма человека, которые к сожалению, не могут быть совершенны и на которые не способны повлиять ни технические характеристики авто, ни ваш водительский стаж. А задумывались ли вы о скорости своей реакции, угле периферийного зрения, объеме и распределении внимания. Скорость реакции водителей 0,5-1,5 секунды – это время потребуется на обнаружение опасности и переноса ноги с газа на тормоз. При скорости 100 км в час автомобиль при этом проедет приблизительно 27 метров (просто так бесполезно и бездействуя). А полный остановочный путь включает в себя:
время реакции — 27 метров при 100 км/час и тормозной путь — 64 метра (авто не может мгновенно остановиться). Полностью затормозить на сухом покрытии получится через 91 метр.
91 метр это много или мало?
В реальной жизни, из-за плохой реакции и при отсутствии должного прогноза и контроля развития дорожных ситуаций, эти цифры могут достигать у некоторых водителей до 150 метров, а при хорошем дожде эту цифру можно увеличить в 2 раза.
А если ты летишь 200 км/час — то остановишься не через 180 м, а уже через 400м, потому что тормозной путь находится в квадратной зависимости от скорости движения.
Вернемся к вопросу почему необходимо соблюдать осторожность и снизить скоростной режим?
— 1й фактор - потому что водитель полностью не может быть уверен в дорожном покрытии.
Несмотря на то, что дороги уже очистились от снега, в любой тени мы можем наблюдать на асфальте лед, ведь весна – весьма коварное время года. Заходя на высокой скорости в поворот и попадая на лед, мы получаем дозу адреналина в виде заноса или сноса передней оси, а это для многих — аварийная ситуация. Вторая проблема – это лужи на дороге. Из-за большого количества воды водитель может попросту не заметить неровности и авто может выкинуть с траектории или есть вероятность повредить тс. Так же необходимо понимать, что при «мокрых тормозах» эффективность торможения снижается, а иногда тормоза пропадают совсем. После попадания колес в воду тормозные колодки необходимо просушить.
— Как нужно действовать, если автомобиль попадает на поврежденное дорожное покрытие?
— Главное – это невысокая скорость. Если есть возможность, лучше объезжать все ямы и лужи, иначе очень скоро вам придется ремонтировать подвеску. Попадая в яму на высокой скорости, также легко повредить покрышку и пробить колесо. На дороге появляются неровности с острыми краями, при попадании в которые можно повредить все четыре колеса. Могут пострадать даже высокопрофильные шины джипа. Поэтому все зависит от благоразумия водителя: он сам выбирает – ехать быстро или аккуратно и безопасно. Наиболее частые весенние ДТП – это столкновение транспортных средств при экстренном перестроении.
— Как минимизировать повреждения, если автомобиль все-таки попадает в такую яму?
— Самый главный способ – максимально снижать скорость, тормозить до последнего и непосредственно перед ямой или дорожной неровностью бросить тормоза, чтобы подвеска успела распрямиться и пружины разжались. В таком состоянии машине будет намного легче преодолеть яму.
Так же есть приемы "высшего водительского мастерства" с помощью которых, можно проезжать глубокие ямы и неровности не снижая скорости. Водитель обучившийся на курсах контраварийного вождения сможет перераспределить вес автомобиля не меняя полосу своего движения.
Но к сожалению, в теории этому невозможно научиться, только на практике повторяя каждое движение по 200-300 раз. Пользуясь случаем, предлагаю познакомиться с такими курсами, как "Контраварийная подготовка".
— Одна из бед весенних дорог это аквапланирование?
— Да, это одно из самых опасных и трудных для преодоления явлений на дороге. Эффект водяного скольжения проявляется обычно при езде по залитому водой дорожному покрытию на скорости свыше 60 км/ч. Так же аквапланирование нередко возникает при торможении юзом даже по неглубокой водяной пленке. Мы никогда не знаем, насколько глубока лужа. С мелкими лужами шины наших автомобилей справляются – почти все они имеют водоотводящие канавки, и колесо едет по асфальту, как бы разгоняя воду. Но когда лужа глубокая, колесо начинает плыть по воде – оно не достает до дорожного покрытия и может возникнуть занос. Неприятная особенность эффекта аквапланирования заключается еще и в том, что для преодоления этого явления водитель по привычке начинает бороться с заносом, пытаясь скорректировать траекторию движения "плывущей" машины. Однако такое поведение оказывается бессмысленным из-за отсутствия сцепления с дорогой и нередко приводит к еще большим заносам и даже опрокидыванию машины.
Необходимо затормозить перед лужей (в воде постарайтесь отпустить тормоза) или объехать ее, если вы чувствуете, что она глубокая. Но когда этой возможности нет, нужно жестко зафиксировать рулевое колесо в точках по аналогии с циферблатом часов: 10 и 2 либо 3 и 9, и развести локти в стороны, приподняв их чуть выше, чем обычно, создав, таким образом, своеобразную силовую рамку. В момент удара колес по глубокой воде руль может вырваться из рук, а мы должны надежно его держать закрытым хватом кисти.
— Получается, что во время аквапланирования машина будто бы пролетает над землей?
— Да, в этот момент колеса не касаются земли, никакого сцепления с дорогой у автомобиля нет, а это еще хуже, чем движение по льду. Если, например, левые колеса идут по малой глубине, а правые — по большой, то правые колеса будут тянуть автомобиль в сторону (похожая ситуация при попадании 1-го колеса в глубокий снег). В таком случае нужно крепко держать руль и стараться вытягивать машину из этого водяного плена. И конечно лужи нужно проезжать на минимальной скорости. Попав на воду не следует резко тормозить или прибавлять газ. При потере контакта с дорогой не рекомендуется выворачивать руль слишком круто, лучше просто дождаться прекращения внезапного эффекта водяного скольжения.
— И еще один вопрос волнует автомобилистов: в какой момент стоит "переобувать" свой автомобиль?
— Основная масса водителей ездит на шипованной резине до последнего момента. И только когда они уверены, что снег точно не выпадет, переобувают свою машину. Четкого времени, когда же нужно «переобуться» — нет. Правила дорожного движения лишь обязуют нас зимой ездить на зимней резине, а летом — на летней. Если вы четко понимаете, что утром вас не застанут замерзшие лужи, а вечером не выпадет снег, в этот момент и нужно переобувать автомобиль. Чаще всего такой период наступает в апреле. Но если вдруг вы уже переобулись, и плохая погода застала врасплох, главное – очень сильно снизить скоростной режим и быть предельно внимательными.
ПОЧИТАЙТЕ или ПОСЛУШАЙТЕ статьи и аудиоуроки "Секреты безопасного вождения для начинающих и опытных водителей" на сайте автошколы БЦВВМ "Барнаульский центр высшего водительского мастерства".
Вы узнаете, что такое дорожные "ловушки", как их найти и "обезвредить", как психологически готовиться к критической ситуации на дороге, как научиться избегать аварий и многое другое.
Всегда тормозим ДВС.
Спасибо за статьи! я конспектирую)
в общем, как и всегда)
Познавательно, актуально и инересно!