Главная Статьи Какое будущее ждет бывший Барнаульский сереброплавильный завод?

Какое будущее ждет бывший Барнаульский сереброплавильный завод?

20.03.2017 в 13:20 Общество

Недавно стало известно, что у Барнаульского сереброплавильного завода появились новые собственники. В городе задумались о том, чего же ждать от новых хозяев? Волнующие барнаульцев вопросы мы решили задать известному архитектору, руководителю творческой мастерской "Классика" Александру Дерингу и организатору субботников, городскому исследователю, общественному деятелю Евгению Кучиневу.

Как вы относитесь к мнению, что постройки необходимо снести и на их месте построить точную копию архитектурного памятника?

Александр Деринг: Когда я слышу от своих коллег, что в таком состоянии нужно их снести, и построить что-то новое, волосы дыбом становятся. Это совершенно противоречит здравому смыслу! Мне это горько слышать от своих коллег, некоторых реставраторов. Это преступление! Потому что разобрать настоящий памятник и возвести новодел - это ничто, никому не интересно смотреть на это! Люди будут приходить для того, чтобы прикоснуться руками к стенам памятника 18-19 века, в каком бы они состоянии ни находились. Их надо сохранить или законсервировать, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение. 

Есть Акрополь, стоит в Афинах, никто его не сносит, чтобы построить новый. Почему же мы здесь должны все снести, "Важню" нашу знаменитую снести, первую, вторую плавильные фабрики и построить новодел? Это просто абсурд! Но тем не менее в воздухе витает эта тема. Вот недавно читал об этом. Как можно так вообще говорить?

Справка: Важня - одно из первых в Барнауле зданий, выполненных в кирпиче, очевидно, по проекту заводского архитектора Андрея Ивановича Молчанова. Важня (помещение для взвешивания руды, привозимой из Змеиногорска по Змеиногорскому тракту) - единственный сохранившийся памятник промышленной архитектуры 1780 года постройки и старейшее производственное здание Барнаульского завода. Оно находится на территории завода по правую сторону р.Барнаулки, рядом со второй плавильной фабрикой. Архитектурный памятник федерального значения. 

Евгений Кучинев: Все-таки есть опасения, что могут быть снесены некоторые постройки. Высказываются, что важно сделать новодел и построить копию сооружения. Это не допустимо и, я считаю, должно быть доведено до общественности и придано огласке.

Александр Деринг: Справедливо заметить, что это территория - достояние России, я бы даже так сказал: это мировое достояние! Его ценность в том, что он сохранился в своем виде. Если бы можно было, необходимо подать документы в ЮНЕСКО и внести Барнаульский сереброплавильный завод как уникальный сохранившийся памятник промышленной архитектуры 18-19 веков.

Недавно стало известно, что у памятника появились новые собственники. Какие у вас мысли на этот счет?

Александр Деринг: Я считаю, что эта покупка должна обозначать желание сделать патриотический шаг, жест, что это - не случайная покупка, а сознательная. У меня есть надежда на то, что новые собственники все-таки будут прислушиваться к профессиональному сообществу и реставраторам, охранять и не допускать никаких разрушений.

Никто не говорит, что здесь ничего нельзя строить. Строить можно и нужно. Ведь если разместить только классические «мертвые» музеи, от этого никакой пользы не будет. Музейные экспозиции должны быть, но это должно быть интерактивно, встроено в современную жизнь, посещаемо, интересно. Совмещаться с коммерцией, торговлей и сервисом.

И эту территорию надо реставрировать, сделать и вернуть городу. Конечно, она должна иметь какой-то коммерческий интерес. Но все совместимо! В мире такие комплексы работают, они приносят доход. Там, конечно, участвуют не только собственники, но и государство. На Западе существует практика: 30% вкладывают собственники, остальное - помогают фонды, государство, общественники. Это целая система!

Ежегодно вы проводите на территории фабрики субботники. Будут ли проводится уборки дальше, при новых собственниках?

Александр Деринг: Эти памятники прошли через более чем два века и достались нам в наследие от наших потомков. И задача нашего поколения, которое живет в Барнауле, сохранить их и передать следующему поколению. Мы делаем свой вклад как волонтерское движение, пытаемся помочь: очищаем от кленов, наслоений, но работа здесь требуется профессиональная. Я уже разговаривал с одним из собственников. Он не возражает, чтобы здесь проводились субботники. Привлечение общественности придает законность или легитимность, не в юридическом плане, поднимает статус территории, именно как территории городской, не частной собственности, которая замкнута забором.

Здесь работают любые желающие, так как субботник открыт для любых посетителей. Я думаю, что этот процесс - открытый, гласный - будет помогать новым собственникам показывать, что эта деятельность ведется и новые владельцы сами озабочены сохранением памятника.

Что думаете о создании туристического кластера "Барнаул - горнозаводской город"?

Александр Деринг: Демидовская площадь, Сереброплавильный завод и Нагорное кладбище связаны незримой линией. Они неслучайно являются частью единого ансамбля исторического облика Барнаула. Это место навеяно историей, событиями, и они между собой связаны множеством нитей — событийными, культурными, историческими. Поэтому это все нужно воспринимать как один ансамбль. 

Я надеюсь, что будет реализована идея соединения от пр. Ленина до пр. Красноармейского, по набережной, через Барнаулку, Центральный парк, чтобы можно было сделать экскурсионные пешеходные маршруты, можно было просто гулять и смотреть. Я думаю, если это будет сделано, то задача туристического кластера будет выполнена.

В каком виде территория фабрики будет интересна туристам, посетителям?

Евгений Кучинев: Думаю, здесь недопустимы торгово-развлекательные площади, которые бы не вписывались в концепцию туркластера.

Александр Деринг: Я вижу эту территорию как большой индустриальный промышленный парк развлечений. Здесь должно быть все: и действующие модели, может быть даже удастся какую-нибудь плавильную печь сделать, которую будут показывать туристам. Может быть мелкое производство, чеканка местных сувенирных монет, ремесленники. Территория может жить, даже приносить доход. Пусть не такой быстрый.

Нужно сказать, что затраты здесь колоссальные, и они будут долго окупаться. Собственнику придется вложиться, можно привлечь и бюджетные средства. Я думаю, федеральное правительство, понимая какая это ценность, может софинансировать, поднять эту территорию и вернуть к жизни.
Это место, откуда начинался наш город. И это место достойно того, чтобы быть. Его следует вернуть городу, людям, жителям и сделать доступным!

Фото: Валерий Степанюк.

Просмотров/предпросмотров: 4276/304
 
Вернуться к списку статей →

Комментарии

590,7
Герман Рожков

голосование, не?

20 марта 2017 в 23:47
0
590,7
Герман РожковАлексей Мухатов

Ну и не надо превращать город в кладбище.

20 марта 2017 в 19:48
0
101,4
Алексей Мухатов

Если это культурный памятник, надо реставрировать и ухаживать за ним, а это не малые деньги. А снести и построить будет дешевле, но это уже читать полностью..

20 марта 2017 в 18:25
0