Главная Статьи Урок 6. Психологическая готовность к критической ситуации на дороге

Урок 6. Психологическая готовность к критической ситуации на дороге

17.03.2017 в 09:37 Автоновости

Теоретическую подготовку выхода из заноса мы получили на уроках контраварийного вождения автомобиля "Автокласс" №4 и №5 и теперь знаем, в каких случаях нужно добавить газу, а в каких притормозить. Но если мы психологически не готовы к критической ситуации, то все наши навыки, а уж тем более теоретические знания, вряд ли помогут.

Лариса Мищенкова педагог – психолог автошколы БЦВВМ расскажет нам, как водителю психологически быть готовым к критической дорожной ситуации.
Автошкола БЦВВМ "Барнаульский центр высшего водительского мастерства" представляет цикл уроков безопасного вождения "Автокласс". На уроках мы будем осваивать безаварийное управление автомобилем.

Чтобы правильно выходить из критической ситуации, безусловно нужны правильные техники управления автомобилем, выработанные на уровне инстинкта, но это еще не все, нужна и психологическая готовность к экстремальным вариантам развития событий.

Что должен иметь водитель, как ему психологически подготовиться к неожиданностям на дороге.

Обеспечить свою психологическую готовность водитель может прогнозированием дорожной ситуации, только его прогнозы должны идти по наихудшему пути развития. А вообще очень правильно относиться к другим участника дорожного движения, в том числе и к пешеходам тоже, по принципу ограниченного доверия. То есть ожидать от них самого худшего. Работая в таком ключе, водитель программирует свои реакции, обеспечивая ситуативную психологическую готовность. Это обеспечивает ему отсутствие в экстренной ситуации двигательного паралича из-за неожиданности.

Что такое двигательный паралич?

В сложной ситуации, которую водитель не сумел спрогнозировать, т. е. ситуации которая застала его врасплох, первое что происходит это конечно же испуг. У многих людей в момент испуга проявляется двигательное оцепенение, то есть на несколько секунд они остаются как бы парализованы. Только сильные и хладнокровные люди выходят из критической ситуации с легкостью, так как они обладают общей психологической готовностью.

А для людей более слабых очень важна ситуативная готовность, которая обеспечивается принципом ограниченного доверия. К тому же, если водитель готов к конкретному развитию событий, скорость его реакции будет намного выше. Приведем пример: водитель проезжает припаркованный автомобиль, представим возможный ход событий.

Что может произойти?

Может открыться дверь в этом автомобиле, он может внезапно поехать, если этот автомобиль имеет большие габариты, то возможно внезапное появление пешехода из-за него или другого автомобиля. Важно, когда водитель представляет возможные сложные ситуации, он должен себя подстраховать, поставить ногу над педалью тормоза, соответственно машина несколько секунд будет двигаться накатом, а правая нога будет находиться над тормозом.

Эти действия нужны для решения возможных проблем, которые спрогнозированы водителем и тогда для него уже эти проблемы не будут неожиданностью. И следовательно, при таком развитии событий не возникнет двигательного паралича, а реакция за счет подготовленной правой ноги, будет гораздо быстрее.

Для того чтобы предугадать дорожную ситуацию водителю нужно обладать логическим мышлением. Мышление должно быть схоже с мышлением шахматиста, на несколько ходов вперед. Вообще такие психические процессы как мышление и внимание должны быть на очень высоком уровне, иначе безаварийное управление не гарантировано.

Одно дело иметь в своем арсенале набор контраварийных приемов, а другое дело иметь наработанную тактику безаварийного вождения. Это 2 разные вещи, но каждая из них должна дополнять друг друга, тогда удачный путь будет гарантирован.

Хорошее внимание — это сосредоточенность водителя

Существуют понятия: объем, концентрация, и распределение внимания и все это должно работать правильно и быть хорошо развито. Вернемся к нашему примеру с припаркованным автомобилем. В момент, когда мы с ним начинаем равняться, уделяем ему примерно 60% нашего внимания. Остальную часть распределяем на другие объекты. И чем больше объектов мы сможем контролировать, тем лучше. После того как мы проехали этот автомобиль, наш мозг отсканировал дорожное пространство, мы определили для себя очередной источник опасности на дороге и переконцентрировались уже на него. Такая смена психических процессов, происходит практически каждую секунду у грамотного водителя.

А что делать если водитель понимает, что работать в таком ритме он не может

Работать в своем ритме, если мыслительные процессы заторможены, то скорость движения должна быть невысокой, лучше если рядом будет сидеть грамотный помощник, а путь вашего следования будет вам знаком. Все необходимые процессы во время практики нарабатываются, только кому-то нужно больше времени, а кому-то меньше. Ну и конечно кроме выше сказанного еще нужны грамотные теоретические знания ПДД и основы скоростного маневрирования.

В следующий раз в серии уроков безопасного вождения "Автокласс" мы поговорим о том, к каким еще неожиданным ситуациям нужно быть всегда готовым. Не пропустите "Автокласс" от барнаульской автошколы "Центр высшего водительского мастерства".


Просмотров/предпросмотров: 3269/368
 
Вернуться к списку статей →

Комментарии

590,7
Герман Рожков

Я бы с радостью посетил занятие еще и бесплатное. Полезно, но не знаю по времени как получится или нет ?

19 марта 2017 в 19:49
0
590,7
Герман РожковАнтон Георгиевич Мищенков

23 марта где и во сколько ?

19 марта 2017 в 19:48
0
140,3
Антон Георгиевич МищенковАлексей Мухатов

Алексей про навыки и большое количество километров вы конечно правы, но без доп. знаний безаварийного вождения не будет. Водителю для читать полностью..

18 марта 2017 в 08:49
0
101,4
Алексей Мухатов

Идея озвученная ранее о получение прав категории про, очень даже не плохая. И обязательное наличие таких прав при перевозке пассажиров и детей, тоже верное решение!

17 марта 2017 в 19:06
0
101,4
Алексей Мухатов

Даже со стажем в 20 лет если ты передвигаешься в штатном режиме по городу, дом работа и т.д. Ты ни когда не получишь навыки профессионального водителя.

17 марта 2017 в 19:05
0
101,4
Алексей Мухатов

Любая теория только теория. Нужна практика и практика, тогда и будет навык и на уровне рефлексов правильные действия в любой ситуации.

17 марта 2017 в 19:04
0