Предложить новость
Главная Статьи Контрольная закупка топлива. Итоги

Контрольная закупка топлива. Итоги

18.05.2017 в 12:38 Общество

Все знают, что качество бензина напрямую влияет на стабильность работы двигателя автомобиля. Плохое топливо -  самая главная беда для автолюбителей и, согласитесь, очень неприятная на последствия. Несмотря на общие стандарты качества, топливо, по мнению многих автолюбителей, отличается даже в рамках АЗС одной сети. 

Интернет-сообщество Barnaul22 решило провести эксперимент – контрольную закупку и независимую экспертизу качества топлива на популярных АЗС города Барнаула. Проверка топлива была выборочной. Сначала мы провели опрос среди подписчиков в соцсетях: спросили у автолюбителей, какими заправками они чаще всего пользуются и с какими проблемами сталкиваются. В ответ получили почти 300 комментариев и отзывов. Еще раз убедились, что тема качества топлива более чем актуальна для наших подписчиков.

Для контрольной закупки выбрали заправки наиболее распространенных в Барнауле федеральных брендов – "Лукойл", "Газпромнефть" и "Роснефть", а также АЗС местных сетей, которые привлекают своей демократичной ценой – Evolution и "С-Нефть". Было решено проверить самые востребованные виды топлива - АИ-92, АИ-95 и ДТ. Исследование качества топлива стоит недешево, поэтому мы разослали письма в аккредитованные лаборатории Сибири с просьбой сделать для нас бесплатный анализ. По данным сайта Росаккредитации, в Барнауле имеется только две сертифицированные лаборатории - ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Алтайском крае и Республике Алтай" (ФБУ "Алтайский ЦСМ") и Испытательный центр Сибирского региона ООО "Газпромнефть-Красноярск". Первые нам отказали, вторые – согласились. Заранее оговоримся, что ни лаборанты, ни руководители лаборатории не знали, чье топливо они анализируют. Все пробы были анонимными.

На контрольную закупку мы пригласили представителей СМИ, чтобы сделать эксперимент максимально открытым и публичным. Забор проб осуществлялся по всем правилам. Топливо мы оплачивали и наливали в одобренную ГОСТом тару, опечатывали, составляли протокол и акт отбора, которые скрепляли печатью и подписями представителей АЗС, а также нашей общественной комиссии.

Каждый вид топлива на АЗС мы брали в двух экземплярах. Одна колба как контрольный образец оставалась у представителей АЗС, а другая шла на исследование в лабораторию. Все образцы были зашифрованы и привезены в Испытательный центр лично нами в день контрольной закупки 10 мая. На образцах был обозначен лишь шифр, например "10-5-2". Откуда взята данная проба - лаборатория не знала. Факт передачи образцов мы фиксировали на фото и видео.

Поскольку до этого подобных закупок не проводили ни разу, мы столкнулись с рядом проблем. Процесс взятия проб на экспертизу оказался куда более сложным и долгим, чем мы могли подумать. Очень много времени уходило на переговоры с операторами АЗС, уговоры продать нам бензин для проверки, а также оформление всей документации - актов, протоколов и т.д. За полдня мы успели объехать только пять АЗС. Купить бензин для пробы нам удалось на заправках "Роснефть", "Газпромнефть" и "С-Нефть". Еще на двух АЗС ("Лукойл" и Evolution) нам отказались предоставить образцы для проверки качества.

Другие автозаправки из нашего списка к такой контрольной закупке отнеслись более лояльно. На АЗС "Роснефть" и "Газпромнефть" не возникло никаких трудностей, они пошли нам на встречу без споров и уговоров. На АЗС "С-Нефть", к нашему удивлению, тоже все прошло спокойно. Правда, пытались в очередной раз указать, что в стеклянную тару бензин не наливается, но препятствовать не стали.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В лабораторных условиях топливо проверили на соответствие нормам техрегламента Таможенного союза и ГОСТу. Это множество показателей, которые напрямую влияют на состояние двигателя и топливной системы автомобиля.

Прежде чем перейти непосредственно к результатам, следует отметить, что нефтепереработчики производят разные марки одного и того же топлива. Каждая марка должна соответствовать своему ГОСТу. Именно поэтому некорректно сравнивать между собой разные марки бензинов, даже если у них одинаковое октановое число. Целью нашей экспертизы было выяснить, соответствует ли продаваемое топливо заявленному ГОСТу.

По ГОСТ Р 51105 выпускают бензины Нормаль 80 и Регуляр 92,

По ГОСТ Р 51866 — Премиум Евро 95 и Супер Евро 98,

По ГОСТ 32513 — АИ 80, -92, -95 и -98.

Кроме того, допускаются такие нормативы как ТУ (технические условия) или СТО (стандарт организации), которые производители разрабатывают сами. Все стандарты должны обязательно соответствовать техрегламенту Таможенного Союза (ТР ТС). Тут подробнее про ГОСТы.

По результатам нашей проверки выяснилось, что топливо на АЗС "Роснефть" и АЗС "Газпромнефть" соответствует заявленным стандартам качества. А вот топливо на АЗС "С-Нефть" – не соответствует стандарту по концентрации серы и октановому числу.

Кроме того, следует обратить внимание на паспорта качества, которые выдаются АЗС при каждой новой поставке топлива. Это результаты лабораторного анализа, подтверждающие соответствие продукта стандартам. С каждой поставкой топлива будет свежий паспорт. В зависимости от объема резервуара, одна партия топлива выторговывается на нефтебазе примерно за срок от трех дней до недели. Если паспорт выдан нефтебазой полторы-две недели назад, то он, скорее всего, старый. А вам продают что-то другое.

Любопытно, что АЗС "С-Нефть", согласно паспортам, приобретает топливо у структур "Газпромнефти". Однако, документы на 92 и 95 бензины, а также ДТ датированы 2016 годом. На АЗС "Газпромнефти", как и у "Роснефти", паспорта качества оказались свежими. 

Сводная таблица результатов экспертизы топлива

 

АЗС

Марка топлива

Результат испытаний

Соответствие норме

АЗС "Лукойл", ул. Гоголя, 104

 

92

В пробе отказано

-

95

В пробе отказано

-

ДТ

В пробе отказано

-

АЗС "Роснефть", ул. Гоголя, 90

 

АИ-92

Соответствует ГОСТ 32513-2013

Да

АИ-95

Соответствует ГОСТ 32513-2013

Да

ДТ ЕВРО

Соответствует ГОСТ 32511-2013 (EN 590:2009)

Да

АЗС "Газпромнефть", ул. Гоголя 51

 

Регуляр-92

Соответствует ГОСТ Р 51105-97

Да

Премиум Евро-95

Соответствует ГОСТ Р 51866-2002 (ЕН 228-2004)

Да

Дизель Опти

Соответствует СТО 42045241-004-2015

Да

АЗС "С-Нефть", Змеиногорский тракт, 91ж

 

Регуляр-92

НЕ соответствует ГОСТ Р 51105-97

Октановое число ниже нормы, концентрация серы превышена в 4 раза.

Премиум Евро-95

НЕ соответствует ГОСТ Р 51866-2002 (ЕН 228-2004)

Октановое число ниже нормы, концентрация серы превышена в 2 раза.

ДТ Л-55

НЕ соответствует ТУ 38.301-19-155-2009

Массовая доля серы превышена в 12 раз.

АЗС Evolution, ул. Цеховая, 56а

 

92

В пробе отказано

-

95

В пробе отказано

-

ДТ

В пробе отказано

-

Все результаты проверки мы выкладываем в общий доступ. Это сканы протоколов испытания, подписанные представителями лаборатории. Выводы делайте сами. В будущем мы не исключаем возможности проведения новых контрольных закупок со стороны интернет-сообщества "Барнаул22", но уже с учетом полученного опыта. 

 Итоги проба 10-1. АЗС "Роснефть", ул. Гоголя, 90

 Итоги проба 10-2. АЗС "Газпромнефть", ул. Гоголя 51

 Итоги проба 10-3. АЗС "С-Нефть", Змеиногорский тракт, 91ж

 

СПРАВКА: что означают и на что влияют показатели топлива?

Октановое число. Показывает способность топлива противостоять самовоспламенению при сжатии. Чем выше октановое число, тем бензин горит медленнее и с меньшей температурой. Однако это не означает, что топливо с наибольшим октановым числом всегда лучше для двигателя. Автопроизводители настраивают двигатели на определенный диапазон ОЧ и применять следует тот бензин, который рекомендован производителем для каждой конкретной машины. Указания обычно есть на крышке бензобака. Если использовать топливо с ОЧ ниже рекомендованного, то неизбежно возрастут ударные нагрузки в виде детонационных стуков и звонов, что приводит к износу двигателя. Подробнее можно почитать тут.

Массовая доля (концентрация) серы. Если бензин имеет сверхнормативное содержание серы, то на внутренних элементах двигателя и топливной системы со временем образуются отложения, которые могут приводить не только к снижению мощности мотора, но и к его преждевременному выходу из строя. Нарушается процесс подачи топлива впускными клапанами. Кроме того, если такие отложения попадают в зоны повышенной температуры (например, в камеру сгорания), то они превращаются в нагар. В результате повышается износ двигателя, ухудшаются процессы горения топливной смеси, а также повышается расход бензина.

Плотность топлива. Показывает наличие тяжелых и легких фракций в бензине. Плотность влияет на энергетичность. Чем выше плотность топлива в пределах допустимых значений, тем больше энергии выделяется при его сгорании в цилиндре. КПД двигателя растет и его экономичность повышается. Чем она ниже, тем расход больше. Однако, низкая плотность не дает топливу застывать при низких температурах. Поэтому зимнее дизельное топливо имеет меньшую плотность, а его расход больше. Подробнее тут.

Давление насыщенных паров. Относительно высокое давление насыщенных паров и присутствие большого количества высококипящих углеводородов в летнем бензине затрудняет пуск двигателя, ухудшает его динамические качества и повышает износ цилиндропоршневой группы. Подробнее здесь.

Фракционный состав. Показывает соотношение легких и тяжелых фракций нефтепродуктов. Если тяжелых фракций больше нормы, то температура кипения будет выше положенного значения, а это может свидетельствовать о наличии в бензине мазута или дизельного топлива.

Остаток в колбе. Повышенный процент остатка в колбе говорит о наличии "мусорных примесей", загрязнении топлива. Как и повышенный уровень серы, это приводит к образованию нагара в двигателе.

Температура вспышки ДТ. Это пожароопасный показатель. Он определяет условия безопасности использования топлива в двигателе. Подробнее про показатели ДТ можно посмотреть здесь.

Автор: Наташа Губарева

Фото: Валерий Степанюк

Просмотров/предпросмотров: 28560/448
 
Вернуться к списку статей →

Комментарии

10,2
Triarh Gradusov

Интересно было бы узнать как с бензином на Транссиб

25 мая 2017 в 15:23
0
15
Алексей Васин

Алексей, отличное мероприятие!
Вот это - инициатива и р читать полностью..

21 мая 2017 в 21:28
1
465,3
Сеньорита

Молодцы что превели. Интересно анализировать показатели.

19 мая 2017 в 09:35
0
10,2
Александр БлэйзАлексей Курелёнок

Не слушай этих вечных нытиков! Хорошее дело делаешь!) (не только про АЗС:)))

18 мая 2017 в 23:13
1
145
Анютка ЧесноковаАлексей Курелёнок

Не обращай внимание. Таким людям лишь бы срач развести, да на эмоции вывести. Все равно что не делай, всем не угодишь! Большинство тебя читать полностью..

18 мая 2017 в 23:03
0
244,8
Алексей КурелёнокАлексей Лис

на кого подавать на фэйков? тратить на вас время? у вас даже личных фото нет, вам лишь бы срач развести.

18 мая 2017 в 22:28
0
590,7
Герман Рожков

читать полностью..

18 мая 2017 в 20:32
0
145
Анютка ЧесноковаАлександр Савенков

В статье же написано, что возможно будут ещё контрольные закупки. И 100% это будут другие заправки в разных районах города. Мне кажется, читать полностью..

18 мая 2017 в 18:39
1
10,2
Александр Савенков

Всем привет! Дело нужное и похвальное! Топливо нужно всем и всегда, а отдавать немалые деньги за ремонт автомобиля по причине читать полностью..

18 мая 2017 в 16:19
0
10,2
Игорь Лучин

Ну я так и знал что у газпромнефти все ок будет, я лично уверен был в их качестве. Им явно нет необходимости завышать октан присадками или читать полностью..

18 мая 2017 в 15:51
0
10,2
Олег Фёдоров

А топливо то проверяли в лаборатории ГПН) Вот они и уверены в своем топливе, а другим смелости не хватило. Некоторые вообще отказались читать полностью..

18 мая 2017 в 15:43
0
10,4
Алексей ЛисАлексей Курелёнок

Пф... чём клевета? Внимательнее читайте,там стоят знаки вопроса(???) и это означает ВОПРОС,а не утверждение!
А если,Вы так юридически грамотны подайте на меня в суд за это!

18 мая 2017 в 15:21
1
145
Анютка Чеснокова

А на самом деле, если бы не было чего скрывать другим АЗС, то они бы не препятствовали закупке топлива.

18 мая 2017 в 15:16
0
145
Анютка Чеснокова

хорошим делом занимаетесь!Ни каждый автолюбитель будет брать пробу топлива, которое он льет в авто. А людям надо знать, где лучше читать полностью..

18 мая 2017 в 14:20
2
244,8
Алексей КурелёнокАлексей Лис

Жалобы были как раз на основные азс и малоизвестные. Так что все хочется проверить, на счет "отмыли проплаченные бабки" данная читать полностью..

18 мая 2017 в 14:18
1
10,4
Алексей Лис

Ну и в чём основная идея вашей проверки??? Проверить гос.компании,торгуют они ГОСТом или ТУ? Вы же в начале этой затеи говорили,что читать полностью..

18 мая 2017 в 13:59
0