Урок 5. Заносы критической амплитуды
На прошлом уроке №4 мы разобрались в том, что такое занос автомобиля, каким он может быть и как справляться с заносом в стадии зарождения и минимальным заносом. Хочу напомнить некоторые особенности: на переднеприводном автомобиле во время заноса мы газ добавляем, на заднеприводном газ сбрасываем, а вот на 4WD действуем по обстоятельствам. И для того чтобы действовать правильно, нужно подружиться со своим автомобилем и познать его поведение на практике.
Сегодня Лариса Мищенкова автоспортсмен, мастер производственного обучения и педагог - психолог барнаульской автошколы "БЦВВМ" расскажет о том, как справляться с заносами более сложных категорий - заносы средней амплитуды.
Автошкола "БЦВВМ" Барнаульский Центр высшего водительского мастерства представляет цикл уроков вождения "Автокласс" для мужчин и женщин, для новичков и опытных водителей. В уроках "Автокласс" мы будем осваивать навыки безопасного вождения автомобиля.
Занос средней амплитуды наиболее распространен среди среднестатистического водителя. Возникает он при более высоких скоростях, может являться следствием неправильного прогнозирования дорожных ситуаций водителем.
Чем он отличается от заноса с минимальной амплитудой?
Во-первых, углом заноса и конечно же приемами стабилизации. Динамический хлыст, ритмический занос - это новые понятия, которым стоит уделить очень большое внимание, они являются сопутствующим элементом при заносах средней амплитуды. Однако зачастую водители не знакомы даже с таким понятием. Отсюда фраза я сделал все правильно: повернул руль в сторону заноса, но меня почему-то все равно раскрутило и выбросило с трассы в кювет.
Давайте представим — наш автомобиль подскользнулся, мы своими действиями хотим поставить заднюю ось на место, но автомобиль имеет вес, измеряемый тоннами и скорость. Как он отреагирует на наши действия? Задняя ось сразу встанет на свое место или она пролетит нужную точку и сработает эффект маятника? Да, будет именно так, это явление называется ритмический занос или динамический хлыст. Занос средней амплитуды достаточно опасный и при неправильных действиях может приводить к полной потере контроля над автомобилем.
Как должен работать водитель с рулевым колесом в этом случае?
Мы с вами уже знакомы с таким понятием как опережающее воздействие, знаем о том, что угол поворота колес должен быть равен углу заноса. И здесь мы еще должны учесть, что такой занос не гасится одномоментно. Чтобы повернуть колеса на больший угол, необходимо использовать технику руления методом перекрестного хвата, в одном из уроков мы с вами об этом говорили. То есть понадобится выкрутить руль практически до упора, затем опережающим воздействием мы начнем гасить следующий занос, который произойдет от эффекта маятника.
Самое сложное спрогнозировать угол следующего заноса. Очень сложно спрогнозировать сколько динамических хлыстов придется погасить 1, 2 или их будет 10? А самое опасное, что при неправильных действиях водитель может только увеличивать амплитуду хлыста, которая рано или поздно приблизится к критической, что приведет к самопроизвольному вращению автомобиля.
А что водитель автомобиля может делать не так?
Запоздалая реакция приводит к увеличению угла очередного заноса, только опережающее воздействие способно противостоять ритмическому заносу. Но нужно помнить, что парадоксальная реакция может сформироваться только целенаправленно на тренировках, нужны сотни успешных повторений.
Ну тогда критический занос, это что-то страшное скажите вы.
Да штука очень неприятная, вывести автомобиль из такого заноса при отсутствии навыков контраварийного (экстремального) вождения редко кому удается. Часто при заносе критической амплитуды, с целью стабилизации своего авто, используют технику вращения автомобиля на 360 градусов. В момент выполнения вращения вся инерция как бы разбрасывается по сторонам и когда автомобиль выходит обратно на траекторию своего движения, он становится абсолютно послушным. Я думаю, что будет лишним говорить о том, что такой прием доступен единицам и только после соответствующих занятий — многочасовых тренировок. Подробнее о наших курсах: описание, видео, цель подготовки.
И в заключение хотелось бы отметить, что зима требует от водителя не только сменить резину, но еще и позаботиться о готовности к критическим ситуациям. Отработать выход из заноса на гололеде один раз в жизни недостаточно, тренироваться уважаемые водители, нужно каждую зиму на разных покрытиях — снег, лед, асфальт, а так же при смене автомобиля.
Если водитель имеет в своем арсенале техники контраварийного выхода из заноса, то он готов к такой критической дорожной ситуации. В случае ее возникновения он справится с ней, не думая на уровне мышечной памяти.
Помимо физической готовности, это когда ваши руки и ноги знают, что делать в той или иной ситуации, существует еще и понятие психологической готовности к экстренной ситуации, но об этом в следующем уроке безопасного вождения автомобиля.
Почитайте или послушайте "Автокласс" - цикл уроков контраварийного вождения от профессионалов автошколы БЦВВМ "Барнаульский центр высшего водительского мастерства".
Упаси господь в такой попасть.
На видео итог непонимания заносов: отсутствие техники руления и грамотной посадки у водителя.
Интересно и поучительно, впрочем, как и всегда)
Спасибо за информацию!