Урок 4. Занос автомобиля — что это? И как с ним бороться?
Автошкола БЦВВМ (Барнаульский центр высшего водительского мастерства) представляет цикл уроков, на которых мы будем осваивать безаварийное вождение.
На ближайших уроках мы поговорим о таком серьезном явлении, как занос. Аавтоинструктор, педагог-психолог барнаульской автошколы БЦВВМ Лариса Мищенкова расскажет о видах заноса и о том, как с ними справляться.
В одном из уроков вождения мы говорили о том, что водители должны использовать всегда один — зимний стиль вождения автомобиля, потому что и летом и осенью заносы тоже могут случаться. Давайте разберем чем отличаются летние и зимние заносы?
По принципу работы водителя в заносе, летние заносы от зимнего, ничем не отличаются, но по интенсивности зимой могут происходить более глубокие заносы, с большим числом динамических хлыстов. Давайте начнем с самого понятия занос. В арсенале большинства водителей особенно новичков понятие занос связано с поворотом рулевого колеса в сторону заноса и к моему большому сожалению это все, что им известно. Однако информация о заносе весьма обширна.
Во-первых, существует несколько видов заноса: занос в стадии зарождения, занос с минимальной, средней и критической амплитудой, это первое что должен знать водитель.
Почему это важно?
Воздействие на рулевое колесо при разных амплитудах заноса будет тоже различным. А вот воздействие на педали не зависит от характеристик дестабилизации, здесь важен тип привода. Если вам предстоит управлять автомобилем с задним приводом, то подачу газа в момент заноса вам следует прекратить, то есть убрать ногу с педали газа. Если же вы попадаете в занос на переднеприводном автомобиле, то здесь все гораздо сложнее. В большинстве случаев вам нужно будет увеличить тягу за счет увеличения оборотов двигателя, то есть добавить газ.
Почему это сложнее чем просто отпустить газ?
Давайте представим ситуацию: трасса, гололед, на встречной полосе грузовик большегруз. Наш автомобиль теряет устойчивость, начинается занос. Как вы думаете нога водителя захочет нажать газ? В большинстве случаев нет, скорее всего она нажмет тормоз, что неизбежно приведет к вращению автомобиля. Увеличение оборотов при стабилизации автомобиля с передним приводом — это парадоксальная реакция, которая формируется у водителя только при тренировках, направленных на формирование такой реакции.
Каждый водитель должен знать, что категорически запрещается в заносе даже касаться педали тормоза, независимо от типа привода, от стадии заноса.
Торможение только усугубит ситуацию и приведет к самопроизвольному вращению.
Получается, что управляя автомобилем с задним приводом в заносе мы газ отпускаем, а с передним приводом добавляем.
А что делать с полноприводными автомобилями?
С ними все немножко иначе, эти автомобили сложнее всего дестабилизировать, но уж если это произошло, то стабилизировать их тоже не просто, здесь нет никаких конкретных и четких рекомендаций. Советы могут быть применимы только к конкретному автомобилю, то есть полноприводный автомобиль требуется изучить, как он себя ведет, на что лучше реагирует, на сброс или наоборот на подачу газа.
Помимо того, что нужна грамотная работа с педалями, что еще необходимо делать водителю?
Вращать руль, но прежде чем мы коснемся этого вопроса, давайте вспомним о типах заноса. Заносы различают по размеру угла увода задней оси от заданной траектории, либо по степени амплитуды. Существует занос в стадии зарождения, занос минимальной амплитуды, средней и критической амплитуды, как мы уже с вами говорили ранее.
Для чего нужно такое разделение?
Техника работы с рулевым колесом будет отличаться в зависимости от того, с каким заносом предстоит справиться водителю.
При зарождающимся заносе: визуально не видно, что задняя ось начинает смещаться, но грамотный водитель уже почувствовал начинающуюся дестабилизацию и своим правильным воздействием прекратил занос еще в стадии его зарождения. Конкретно: быстро повернул, можно сказать «дернул» рулевое колесо на небольшой угол и снова поставил колеса прямо.
При этом нужно осознавать: угол поворота колес при заносе должен быть равен углу смещения задней оси. Воздействие на рулевое колесо сначала должно быть резким и быстрым, а при возврате – более плавным. Правильная посадка и хорошо сформированное чувство автомобиля, обеспечивает водителю возможность стабилизации автомобиля еще в стадии зарождения заноса.
Следующий вид – занос с минимальной амплитудой. Как справляться с ним?
Техника во многом схожа с предыдущей, однако при минимальном заносе угол смещения задней оси уже будет визуально заметен. То есть увод задней части происходит на больший градус, но тоже небольшой. Такие заносы обычно возникают на маленькой скорости. И как правило являются следствием ошибки водителя: резкий газ или перегазовка, резкое воздействие на тормоз, резкий доворот рулевого колеса. Гасится такой занос одномоментно, то есть перехват при работе с рулевым колесом не требуется.
Помним — угол поворота колес должен быть равен углу заноса, то есть в этом случае смещение рулевого колеса, в отличие от предыдущей ситуации с заносом в стадии зарождения, будет несколько больше.
Важно знать: скорость вращения рулевого колеса должна быть выше скорости заноса. То есть сначала молниеносно в сторону заноса и более плавно обратно и очень важно с опережением.
То есть водитель не должен дожидаться, когда задняя ось начнет выравниваться и начинать возвращать руль обратно. Опережающее воздействие на рулевое колесо — это важный принцип для стабилизации. Это еще одна парадоксальная реакция, которая будет привита только через практические тренировки и развитое чувство автомобиля. Водитель должен предугадывать реакцию автомобиля на свои действия и не дожидаясь этой реакции выполнять следующее нужное действие.
О более сложных видах заносов и том как с ними справляться в следующем уроке безопасного вождения автомобиля от автошколы "Барнаульский центр высшего водительского мастерства".
Хорошая информация!!!
спасибо, думаю тут больше практики нужно)
Большое спасибо!
Читайте или слушайте ⚠ Статьи и аудиоуроки контраварийного и защитного вождения для начинающих и для водителей со стажем от автошколы БЦВВМ — http://bcvvm.ru/category/stati/ .
Единственное к чему притенения, почему на номерах не 22 регион ?))))
А вот на видео не везде ритмический занос, там просто подборка )
С заносом не надо бороться. Занос нужно покорять
Познавательно и доступно
Отличная статья!