Урок 2. Вращение руля в экстремальных ситуациях и зимний стиль вождения автомобиля
Урок 2. Вращение руля в экстремальных ситуациях и зимний стиль вождения автомобиля.
На первом уроке безопасного вождения мы узнали, что такое правильная посадка и как выглядит поза готовности. Сегодня поговорим о некоторых особенностях руления, как правильно и эффективно использовать возможности рулевого колеса в критических ситуациях и не только. На все вопросы ответит Лариса Мищенкова — руководитель, автоинструктор, педагог – психолог барнаульской автошколы «БЦВВМ», участница зимних и летних видов автомобильных соревнований (имеет 2–й разряд по автоспорту).
Автошкола «БЦВВМ» Барнаульский Центр Высшего Водительского Мастерства представляет цикл уроков безопасного вождения автомобиля для новичков и опытных водителей — «Автокласс». В уроках мы будем осваивать навыки безопасного вождения автомобиля. Вы можете читать статьи или слушать аудиозаписи на сайте школы - http://bcvvm.ru/category/stati/.
Многие водители ошибочно думают, что главный орган управления автомобилем это педали... – Нет, я вам скажу другое: — Главный орган в автомобиле, это рулевое колесо. Очень распространенная ошибка среди многих водителей, при критической ситуации использовать торможение и считать это эффективным, а порой даже единственным методом. Вот рулевое колесо - это самый мощный инструмент для выхода из критических ситуаций, ну конечно если он находится в грамотных руках.
Вы знаете, что существуют различные приемы и способы руления?
Они подразделяются на скоростные, на силовые техники и в арсенале каждого водителя должны быть и те и другие приемы. При воздействии на рулевое колесо очень важны такие понятия как: положение, захват и сама техника вращения. Первое: руки всегда должны удерживать руль в верхнем секторе, то есть спицы делят на 2 половинки рулевое колесо, так вот для нас – верхний сектор. Возможное расположение это 10 и 14 часов опять так и относительно часового циферблата и при этом большие пальцы должны обхватывать рулевое колесо снизу, называется это закрытый хват. Очень распространена ошибка у водителей, когда большие пальцы находятся сверху рулевого обода и так привычно, удобней.
Для чего нужно использовать закрытый хват?
Чтобы в какой-то критической ситуации руки с нашего рулевого колеса не сбила инерция от поступательного движения вперед, бокового скольжения автомобиля, удара или еще чего-то. Поэтому, пальцы обязательно вниз рулевого колеса, обхватите весь обод. Большинство водителей работают с рулевым колесом грамотно. А остальные, как правило, демонстрируют нам при своем управлении вальяжную технику, работая одной рукой используя так называемый прием, давайте назовем его – «ладошка» — это очень опасная привычка.
Чем опасна такая привычка?
Вообще большинство водителей со стажем скажут: «Я 10 лет управляю в таком режиме и ни чего страшного». И тут с вами я соглашусь, может быть ни чего страшного, а может и что-то произойти.
Поэтому негативные привычки, которые могут привести к неприятным последствиям водителю лучше искоренять.
Давайте рассмотрим в критической ситуации все воздействия на органы управления. Водитель все выполняет по большей степени на подсознательном уровне, в том режиме в котором у него сформировалась мышечная память при нормальном ежедневном управлении и представим себе потерю устойчивости автомобиля и работу рук водителя для стабилизации этого автомобиля. Сложно представить, как выйти из этой ситуации вальяжной техникой, используя только ладошку. И очень важно знать: если вы в повседневной жизни, изо дня в день используете подобную технику вращения рулевого колеса, то в критической ситуации мышцы рук будут работать аналогично. У них просто нет другой информации, вы в них эту информацию сами заложили. Поэтому, лучше всего использовать в повседневных поездках, технику вращения методом перекрестного хвата.
Что это за техника?
Очень универсальна, она может быть использована и в повседневной жизни, и когда случаются какие-то критические моменты. Методика следующая: При повороте налево, руки работают в левом секторе, в точках 8 и 12, в соответствии с часовым циферблатом. Руки работают по типу перетягивания каната, когда одна рука толкает руль, то другая рука через центр рулевого колеса укладывается в точку 12. Сложно в теории, очень сложно понять это, нужно пробовать не просто крутить руль и смотреть можете ли вы так работать руками, а важно добиться высочайшей скорости вращения рулевого колеса. Не многие водители пробовали испытать себя на скорость, скорость вращения рулевого колеса, а это очень важно.
В мышечной памяти каждого водителя должна быть заложена техника именно скоростного руления, для таких неблагоприятных моментов как занос (а он бывает и летом на сухом асфальте), выскочивший под колеса пешеход и т.п.
Но есть и те, кто наоборот старается держать руль как можно крепче.
Еще одна проблема, прослеживается в основном у водителей новичков, когда они излишен сжимают рулевое колесо. Вот опять так и вернемся к посадке, где мы рассматривали как нужно сжимать обод рулевого колеса и почему сильно сжимать его нельзя, потому что все что происходит с передней осью автомобиля водитель чувствует через рулевое колесо. Однако тактильная чувствительность в руках, она в большей степени проявляется тогда, когда его рука расслаблена. Если мы возьмем в руку зажигалку, очень сильно сожмем её в руке, и попробуем оценить вес этой зажигалки, мы не сможем этого сделать, мы не сможем понять какая она шершавая, тяжелая, легкая, холодная.
То есть, если руку мы расслабим, то всю информацию мы с легкостью сможем прочесть, поэтому рулевое колесо - это такой же инструмент в руках водителя, которым нужно очень грамотно пользоваться. То есть по принципу «птица в руке», то что мы уже рассматривали.
На что следует обратить внимание в случае заноса?
Прежде чем разбирать понятие занос, нужно поговорить о зимнем стиле вождения.
А что есть еще и летний? спросите вы.
У опытного, т.е. грамотного водителя есть вообще только один стиль, он зимний, который он использует и летом в том числе. Вот чем же он характерен? Если в 2-х словах, то зимний стиль вождения автомобиля - это заранее и плавно. Плавно разгоняемся, плавно тормозим, плавно работаем с рулевым колесом. Заранее оттормаживаемся, чтобы погасить инерцию автомобиля, заранее перестраиваемся, заранее реагируем на остановку других транспортных средств.
Зимой понятно, а почему важно также действовать и летом?
Летом конечно опять так и многие водители скажут: ну почему нельзя резко перестроиться, почему нельзя «стартануть», — можно, можно конечно летом, но мы опять так и вернемся к вредным привычкам. А вредные привычки, которые будут сформированы на подсознательном мышечном уровне, они будут мешать вам в зимний период. То есть вся двигательная активность водителя в отношении воздействия на органы управления автомобилем – это мышечная память, которая формируется за счет ежедневных многократных повторений.
Давайте представим: человек выполняет несколько месяцев движение одного типа, а затем ему резко поменяли тактику двигательной активности, вот каждому человеку необходимо время, для переделки уже сформированного навыка, кому-то больше времени, кому-то меньше.
Вот почему существует день жестянщика?
Почему это происходит ежегодно и измеряется одним либо двумя днями?
Потому что именно эти дни нужны не очень грамотным водителям, чтобы переключиться с летнего режима на зимний. Двигательная активность не может измениться только по импульсу подаваемому нашим мозгом, мышцам нужно привыкнуть к новому режиму и сформировать новую мышечную память. Чтобы это время нам не требовалось вообще — мы летом мы управляем по-зимнему.
Что делать сейчас, чтобы вспомнить все необходимые навыки к зиме? Об этом в следующем уроке безопасного вождения автомобиля.
Немного с опаданием (