Предложить новость
Главная Статьи Утраченная достопримечательность Новоалтайска

Утраченная достопримечательность Новоалтайска

И вновь я приветствую участников сообщества Barnaul22! Сегодня мы продолжаем знакомиться с необычными и знаковыми архитектурными сооружениями Алтайского края. На очереди - утраченное здание железнодорожного вокзала в Новоалтайске. Его можно было назвать визитной карточкой города и его главными транспортными воротами. Сооружение, ставшее отражением своей эпохи, вполне заслуживало стать памятником архитектуры. Но вместо этого о нём осталась только память.

А теперь подробнее. Село Чесноковка получило мощное развитие со строительством железной дороги Новониколаевск – Барнаул – Семипалатинск. В 1914 году вместе с узловой станцией здесь появилось здание вокзала. Однако с ростом станции, объёмов перевозок, а также с присвоением населённому пункту статуса города, встал вопрос о сооружении нового вокзального комплекса.

Место для строительства нового вокзала было выбрано рядом с уже существующим - там, где с момента постройки железной дороги возвышалась водонапорная башня. Автором проекта стал молодой и амбициозный новосибирский архитектор "Сибгипротранса" Владимир Авксентюк.

Первоначально старую водонапорку хотели сделать частью нового вокзального комплекса. По проекту 1963 года её собирались сохранить и облагородить, вписав в архитектурный облик нового здания. Также под ж/д путями собирались проложить пешеходный тоннель. Но в итоге проект был сильно упрощён: дореволюционную башню снесли, а тоннель не проложили.

Строительство здания по проекту Авксентюка началось только в 1969 году. Периодически работы приостанавливались. В процессе строительства отформовывались опытные армоцементные оболочки и изготавливалась арматура под опорные балки и торцевую арку. Новое здание было готово к весне 1974 года.

Вокзал на станции Алтайская был запроектирован совмещенным с автовокзалом, что было ново для того времени. Однако подобное соседство продолжалось не долго и очень скоро вокзал стал обслуживать только железнодорожный транспорт.

Вокзальный комплекс Новоалтайска был уникальным сооружением. Единственное здание, схожее по архитектуре, позднее появилось на одной из станций близ Ленинграда.

В советские времена проповедовался синтез искусств, и в остеклении вокзала был выполнен витраж из цветного стекла, который работал как на интерьер, так и на экстерьер. Автором витража стал новосибирский художник Юрий Катаев. Его работа с причудливыми изображениями природы Сибири, зверей и птиц украсила просторный зал ожидания.

Здесь сделали все необходимое для культурного обслуживания человека: буфет с горячей пищей, киоски "Союзпечать", можно было приобрести товары в дорогу, а также продукты питания. Работали автоматические камеры хранения, телефоны-автоматы, автоматический справочник.

Рассмотрим внутренние помещения. В зале ожидания находились две кассы, справочная, кабинет дежурного по вокзалу, кабинки с телефонами, а в середине 1990-х появились коммерческие киоски, милиция и даже игровые автоматы. В боковом крыле был буфет, комната матери и ребенка, аптека, малый зал ожидания, кабинет заведующего. В подвале располагались служебные помещения технического персонала и туалет. В трёхэтажной башенке находилась диспетчерская, помещение электриков и спуск в подвал. В 1990-е годы назначение некоторых помещений поменялось.

Вплоть до конца 2000-х годов старое и новое здание вокзала существовали вместе. После строительства здания по проекту Авксентюка, здание 1914 года постройки было реконструировано. Здесь разместили багажную кладовую, красный уголок, группу учета и отчетности, кассу предварительной продажи билетов, медпункт и другие службы.

В 2006 году была проведена экспертиза, которая показала, что существующее здание вокзала не отвечает требованиям по сейсмостойкости и безопасности - был превышен допустимый износ несущих арочных конструкций.

Судьба здания решилась довольно быстро. В мае 2008 года архитектурная достопримечательность Новоалтайска была снесена. Вскоре на прежнем месте началось возведение нового здания вокзала.

На его строительство ОАО "РЖД" потратило более 140 млн рублей. Сроки сдачи объекта периодически сдвигались. Изначально перед новым вокзалом планировали устроить красивый фонтан, но позднее от этой идеи отказались.

Торжественное открытие реконструированного вокзала состоялось 30 сентября 2010 года. В том же году было снесено первоначальное здание 1914 года постройки. Городской музей обратился с просьбой сохранения и передачи им исторического здания. Однако в просьбе было отказано.

Так началась новейшая история главных транспортных ворот Новоалтайска.

Благодарю за внимание.

Просмотров/предпросмотров: 42854/47287
 
Вернуться к списку статей →

Комментарии

14,6
полина ш

ww

15 октября 2021 в 15:02
0
11
Октябрина

3 апреля 2020 в 22:14
0
11
Октябрина

Очень интересная статья

3 апреля 2020 в 22:14
0