Предложить новость
Главная Статьи Барнаульская Неглинка. Начало

Барнаульская Неглинка. Начало

Приветствую вас, любители неизвестной истории Барнаула! Сегодня, в рамках очередного исследовательского материала, мы вновь спустимся под землю, чтобы пролить свет гипотез и предположений на тайну старого тоннеля, уходящего в неизвестность. В конце нулевых годов, изучая разные малоизвестные места города, я вспомнил про портал тоннеля подземной речки, который располагался за железнодорожным вокзалом, со стороны посёлка Осипенко. Этот тоннель я помнил ещё с детства, наблюдая вход в него всякий раз, когда проходил по пешеходному виадуку над ж/д путями.

В 2010 году вместе с группой единомышленников я преодолел всю проходную часть этого тоннеля и сделал его первые фотографии. На тот момент я не проводил информационного анализа и прочих научных изысканий по данному объекту, ограничившись его фотофиксацией. Так у вытекающего из тоннеля притока Пивоварки появилось неофициальное название – "барнаульская Неглинка", по аналогии с самой известной подземной речкой Москвы. Разумеется, уже тогда многие детали данного сооружения вызывали вопросы, однако их решение было отложено на неопределённое время. После первого посещения тоннеля, было ещё несколько заходов, в ходе которых интрига возникновения этих коммуникаций только возрастала.

Несколько лет спустя, во время изучения истории строительства и развития Алтайской железной дороги, известный историк и краевед Данил Дегтярёв так же обратил внимание на этот тоннель. Вместе с фотографом Евгением Клепиковым они совершили ряд собственных экспедиций по "барнаульской Неглинке" и составили краткую историческую справку об этом месте. 

В начале XX века на месте нынешнего автовокзала и Привокзальной площади находилось несколько небольших водоёмов, вода из которых, перетекая из одного в другой, образовывала приток Пивоварки. Источником воды, скорее всего, был родник.

В связи со строительством Алтайской железной дороги, сооружением станционных путей, здания вокзала и веерного паровозного депо, водоёмы были засыпаны, а в месте пересечения русла ручья и железнодорожных путей был построен тоннель длиной около 40 метров. Первоначально тоннель был короткий, поскольку путей на станции было намного меньше, чем сейчас. Этот участок подземной реки облицован камнем и выглядит довольно впечатляюще для Барнаула.

Так до 1915 года выглядела Привокзальная площадь Барнаула.

С расширением железнодорожной станции, увеличением числа приёмо-отправочных путей, появлением малой сортировочной горки, длина тоннеля увеличилась на добрую сотню метров. Ныне это самый протяжённый участок, построенный с теми же габаритами, что и дореволюционный, но в более простом исполнении, с бетонными стенами.

Далее следует небольшой перепад высот, который представляет из себя импровизированный водопад, после чего идёт последний 20-метровый фрагмент тоннеля, построенный около 40 лет назад. В 80-х годах прошлого века со стороны пос. Осипенко станцию Барнаул обогнули два новых пути, предназначенные для транзита грузовых составов в обход основных станционных путей. Так тоннель обрёл свой законченный вид и оформленный бетонный портал.

Любопытный факт: до середины XX века этот тоннель был пешеходным. Был ли он служебным или по нему мог пройти любой желающий, доподлинно неизвестно. В то время ни нынешнего, ни предыдущего пешеходных виадуков ещё не существовало, поэтому версия о всеобщей доступности тоннеля представляется наиболее вероятной. Разумеется, вода не текла по тоннелю просто так, а была пущена по трубе. Более того, для удобства пешеходов висели лампы, освещавшие тоннель в тёмное время суток. Однако так продолжалось не долго. Посёлок Осипенко, к которому выходил подземный проход, уже тогда имел дурную славу. После нескольких убийств, произошедших в подземном переходе, было принято решение закрыть тоннель для пешеходного движения, окончательно придав ему официальный статус ливневого коллектора.

В ходе своих изысканий Данил Дегтярёв и Евгений Клепиков встречались с музейными работниками, ветеранами Алтайского отделения Западной-Сибирской железной дороги, путейцами и даже экологами, но никто из них не смог дать какой-либо внятной информации об этом объекте. Как оказалось, архив, в котором могли быть сведения, был утрачен в результате несчастного случая много лет назад. Истина в который раз оказалась недосягаемой. Большинство опрошенных работников станции сходились на том, что вода в этом ручье не что иное, как технический слив с территории станции, депо и автовокзала. Осмотр тоннеля отчасти подтвердил эту гипотезу: было найдено множество врезок, сделанных в разное время. Однако вопрос о главном источнике подземной речки по-прежнему оставался открытым.

Единственное, что нам оставалось - попытаться пройти непроходную часть коммуникаций, которая представляла из себя трубу диаметром 1200 мм. Однако пройти больше ста метров было невозможно, труба в том месте, где она проходит под автобусной площадкой автовокзала, была затоплена водой под самый верх. Возможно, именно здесь из под земли бьёт тот самый родник.

Изучение подробных топографических планов прилегающей местности показало, что труба сечением 1200 мм доходит до Привокзальной улицы, далее распадаясь на несколько ливнёвок диаметром 600 и менее миллиметров. Самые дальние концы тянутся к проспекту Строителей и в сторону площади Октября. Кроме того, есть "притоки" с линевых решёток авто- и ж/д вокзалов, депо и Привокзальной улицы. Так что, слова работников железной дороги отчасти подтвердились.

Однако технические и ливневые стоки не могут быть основой этого притока Пивоварки. Вода в нём не пересыхает даже в засушливые летние дни, а технические стоки не являются проточными, поскольку для них существует специальная промышленная и бытовая канализация.

Так или иначе, вековая история этого подземного тоннеля ещё не раскрыта до конца. Ответы на все вопросы спрятаны гораздо лучше самой подземной речки. За давностью лет почти не осталось живых свидетелей тех времён. А память стирается ещё быстрее. Но! Пока текут подземные реки, пока доживают свой век места с удивительным прошлым, пока существуют белые пятна на карте города, мы продолжим возрождать забытую историю Барнаула.

Благодарю за внимание.

Просмотров/предпросмотров: 9938/12240
 
Вернуться к списку статей →

Комментарии

Комментариев еще нет