Беззащитное сооружение
Приветствую участников сообщества Barnaul22! В своих материалах я уже демонстрировал вам, как выглядят барнаульские бомбоубежища, рассказывал об их устройстве и предназначении. Но не смотря на то, что "начинка" защитных сооружений во многом идентична, внутри каждое убежище по-своему неповторимо, часто с уникальной планировкой помещений и нестандартными строительными решениями. Вдобавок на каждое такое сооружение накладывается "отпечаток" профиля того или иного предприятия (учреждения), в чьём ведении оно находится. Но есть и то, что объединяет большинство убежищ - бесхозяйственность, ржавчина и толстый слой пыли на всём содержимом.
В качестве очередного примера возьмём бомбоубежище некогда крупного предприятия, по чьей территории давно колесит транспорт многочисленных арендаторов. Неприметная дверь бетонного спуска, уходящая вниз лестница и ржавая гермодверь. А за этой дверью целые ворота с ещё большей степенью защиты от ударной волны.
Внутри - хаос. В первом помещении разорённый склад давно просроченных средств индивидуальной защиты. Типичная картина постсоветского андеграунда.
Безусловно, все подобные сооружения числятся на чьём-нибудь балансе. Вот только средств на содержание бесполезных активов у собственников, как правило, нет.
Со многих бомбоубежищ давно снят статус защитного сооружения гражданской обороны. Такие подвалы специального назначения постепенно превращаются в натурный музейный образец прошлого. Затем, покрываясь плесенью, ржавчиной и прочим тленом, становятся гробницами для старых противогазов. В дальнейшем у таких убежищ есть два исхода - либо стать помойкой, либо быть перепрофилированным в склад, овощехранилище или какой-нибудь небольшой цех.
Не смотря на то, что об убежищах слышали почти все, мало кто из представителей нынешнего поколения бывал в этих сооружениях. В советское время на предприятиях и учреждениях проводились учения по гражданской обороне. Каждый работающий человек знал, в какое укрытие ему следовать при первых звуках сирены ГО. Каждому цеху и отделу завода был предназначен определённый сектор внутри защитного сооружения. На учениях действия людей оттачивались до автоматизма.
Сейчас же почти все, заходя внутрь действующего либо заброшенного бомбоубежища, испытывают удивление и интерес. Назначение различных узлов и механизмов непонятно. На самом деле всё более-менее просто.
Для полноценного пребывания людей в защитных сооружениях гражданской обороны нужно как минимум две вещи - герметичность помещений (за это отвечают вышеупомянутые железные двери и ворота) и чистый воздух.
Воздух либо подаётся с поверхности, проходя очистку через специальные большие фильтры (на фото коричневые), либо регенерируется через фильтры поменьше (зелёные).
У таких фильтров быстрее всего остального проходит срок годности, после чего они уже никого не спасут и не насытят кислородом.
За подачу электричества на питание всех агрегатов отвечает дизель-генератор, который, как правило, находится в отдельном помещении с собственным шлюзом из гермодверей.
В заброшенных и ненужных убежищах именно дизели первыми принимают на себя ударную волну мародерства. В нашем человеке есть какой-то особый талант к растаскиванию всеобщего достояния, видимо, фразу "страна принадлежит народу" некоторые понимают слишком буквально.
Ну а кроме перечисленных ранее помещений, в убежищах должна быть ещё одна немаловажная комната. Разумеется, это туалет. Удобствами такие клозеты не выделялись, но основную функцию выполняли вполне успешно.
Стоит также отметить, что бомбоубежища предназначались для работающих смен предприятий и учреждений, которые должны были продолжить свою работу в угрожающий период. Всё остальное население должно было вывозиться в деревни и райцентры, на подселение к местным жителям. Лишь в самых крупных городах, в черте города возводились районные бомбоубежища на пять и более тысяч человек.
Коллективная безопасность осталась уделом прошлого. В наше время мы столкнулись с куда более опасной проблемой - отсутствием массового самосознания. На фоне всех этих беззащитных сооружений, разваленной промышленности и экономической импотенции, мы выглядим ещё более беззащитными перед завтрашним днём.
Благодарю за внимание.