Предложить новость
Главная Статьи История Нового моста

История Нового моста

Приветствую всех участников сообщества Barnaul22! Сегодня я расскажу вам об одном из самых известных сооружений нашего города, ставшим его визитной карточкой практически сразу после завершения строительства. Речь пойдёт о Новом мосте, связавшем левый и правый берег Оби в Барнауле.

Фото: Павел Безруков

История строительства Нового моста через Обь началась в 1971 году, когда была достигнута максимальная пропускная способность Старого автомобильно-железнодорожного моста в 9 тысяч автомобилей в сутки. По Старому мосту осуществлялась связь города с правым берегом Оби, где находилось множество колхозов и совхозов, и в период осенней уборки мост "стоял" из-за сильных пробок. Тогда стало очевидно, что необходимо строительство второго моста.

В 1972 году председателем Барнаульского горисполкома был избран Анатолий Мельников. Благодаря его настойчивости 10 сентября 1975 года Советом Министров СССР во главе с А.Н. Косыгиным было принято постановление "О развитии городского хозяйства города Барнаула в 1976-80 гг". К 1979 году институтом "Ленгипрогор" был разработан новый генплан застройки Барнаула, который предусматривал строительство автомобильного моста через Обь.

А.Мельников, председатель Барнаульского горисполкома в 1972-1986 гг.

Изначально рассматривалось три места для строительства второго мостового перехода через Обь: в окрестностях Гоньбы, в районе Овчинно-меховой фабрики и там, где он в итоге появился. В 1980 году начались подготовительные работы, в течении 5 лет шло инженерно-геологическое изучение почвы, поймы Оби и рельефа. В 1983 году главным инженером проекта была назначена Татьяна Митькевич, инженер московского проектного института "Гипротрансмост".

Вскоре на этом месте развернётся строительство. ГААК. Р-1795. Оп. 1. Д. 139-2

В 1985 году в Барнауле с визитом находился первый заместитель председателя совета министров СССР Гейдар Алиев. Он баллотировался в Верховный совет РСФСР от барнаульского избирательного округа №148. Во время этого визита было подписано постановление о начале строительства Нового моста.

Район будущего строительства на плане Барнаула 1990 г.

Фактическое строительство мостового перехода началось двумя годами позже. В 1987 году была создана база для мостоотряда, на берегу Оби снесены старые кварталы. На месте улицы Гуляева с её исторической застройкой появилась площадка будущего грандиозного строительства. Сейчас на этом месте автомобильная развязка. Основными подрядчиками выступили АО "Сибмост" и ГП "Обской мост" (строительство право- и левобережных подходов).

Первые сваи моста были забиты в 1989 году. Однако всем известные события 1990-1991 годов внесли коррективы в едва начавшуюся стройку. Из-за недостатка финансирования она была заморожена. В мае 1992 года в Барнаул с визитом прилетел президент Борис Ельцин. Прямо на берегу Оби он подписал указ о возобновлении финансирования строительства, причём сделал это на спине тогдашнего губернатора Алтайского края Владимира Райфикешта.

Фото: Юрий Скурыдин

В ходе строительства барнаульские мостостроители провели уникальную такелажную операцию. Впервые в отечественной практике они надвинули железное полотно весом 13,5 тысяч тонн с одной опоры на другую. Для этого применялись специальные военные разработки, а также технологии, уменьшающие силу трения. Мощные гидродомкраты толкали пролёт, снизу его поддерживала баржа.

Фото: Виктор Садчиков

Когда мостовики двигали конструкцию со второй на третью опору, чуть не произошла катастрофа, которая могла перечеркнуть всё, что уже было сделано. Внезапное усиление ветра спровоцировало колебания железного полотна, амплитуда которых достигала двух метров. С помощью больших тросов колебания удалось погасить, однако стройка была остановлена на полгода. За это время на новосибирском Авиационном заводе была разработана технология, позволившая в дальнейшем гасить завихрения воздуха.

12 ноября 1996 года прошли испытания конструкций моста. Сооружение подверглось статистическим и динамическим воздействиям. В ходе испытаний была осуществлена 80-процентная нагрузка на мост. Для этого 54 грузовика, по 25 тонн каждый, осуществляли движение по разным участкам сооружения. В это время специалисты производили необходимые замеры. Руководил процессом заведующий кафедрой мостов, профессор, академик академии Транспорта РФ Валерий Круглов.

25 июля 1997 года состоялось рабочее открытие Нового моста. В тот день тысячи барнаульцев пришли на Речной вокзал. По мосту прошла колонна из сорока гружёных машин, испытывая его на прочность – мост выдержал. На открытии присутствовали губернатор края Александр Суриков, глава города Владимир Баварин, председатель КСНД Александр Назарчук и другие руководители города и края. Автор проекта моста Татьяна Митькевич также присутствовала на открытии. К сожалению, через год её не стало.

Фото: Игорь Глущенко

19 октября 1998 года федеральная госкомиссия приняла Новый мост в эксплуатацию. Его длина составила 943,2 м, ширина – 32,7 м, высота – 46,3 м. Пропускная способность – более 20 тысяч автомобилей в сутки. В комплекс вошли 16-километровая подъездная дорога с объектами сервисного обслуживания для транспорта и пассажиров, сам мост с шестью рядами полос для автотранспорта, пешеходными дорожками и смотровыми площадками.

Фото: Олег Богданов

Открытие Нового моста позволило решить очень важную проблему – транзитный транспортный поток теперь следовал, минуя черту города, тем самым разгружая улицы и проспекты Барнаула. К тому же узкий Старый мост давно не справлялся с возрастающим потоком автотранспорта. Кроме того, новые транспортные ворота Барнаула украсили краевой центр, сделав его более современным.

Первый год движение по мосту осуществлялось по временной схеме, автотранспорт двигался по трём полосам на одной из сторон моста. Для завершения отделочных работ и дальнейшей эксплуатации мостового перехода не хватало средств. Поэтому ГУП "Обской мост", созданное для эксплуатации сооружения, внесло предложение о платном проезде по мосту. 4 июня 1997 года городская Дума приняла решение "О введении платы за проезд через Обь". Барнаул вслед за Воронежем стал вторым городом, в котором стала взиматься плата за проезд по мосту.

В 2010 году барнаульские общественники вышли на пикет с требованием отмены платы за проезд. Кроме этого, они многократно обращались с подобной просьбой к тогдашнему губернатору Александру Карлину. Краевая администрация пошла навстречу пожеланиям автомобилистов – в конце октября было принято соответствующее решение, а уже с 1 января 2011 года проезд по Новому мосту стал бесплатным. Пункт платного проезда был ликвидирован.

В ноябре 2016 года Новый мост преобразился – специалисты "Алтайавтодора" украсили его 560-ю разноцветными прожекторами, благодаря чему мост получил подсветку, чем-то напоминающую северное сияние. Прожекторы с энергосберегающими светодиодами были изготовлены на одном из предприятий Барнаула.

Ежегодно на содержание нового моста из краевого бюджета выделяется 20 миллионов рублей. Ведётся постоянный мониторинг конструкций, раз в четыре года проводятся геодезические работы. Значение этого объекта для Барнаула трудно переоценить. А в свете предстоящей масштабной реконструкции автомобильной части Старого моста, где за 60 лет эксплуатации устарело и обветшало всё, что только могло, Новый мост превратится в своеобразную "дорогу жизни" для связи Барнаула с остальной частью страны.

Благодарю за внимание.

Просмотров/предпросмотров: 15443/3407
 
Вернуться к списку статей →

Комментарии

10,8
Вячеслав МарченкоСаша Ушаков

После постройки . в первые годы эксплкатации. в90е. залазили по опоре недалеко от воды, и оказывалис около крана .который снизу моста. сейчас туда не попасть наверно.

11 июля 2019 в 23:21
0
10,8
Саша УшаковВячеслав Марченко

Давно это было?

20 апреля 2019 в 17:05
0
10,8
Вячеслав Марченко

Ходили купаться на другой берег. Несколько раз ходили по техническому переходу снизу моста над водой,решётчатая тропинка.

11 апреля 2019 в 13:55
0