Берег детства
Приветствую всех, кому интересна тема городских исследований. Наверное, многие из вас помнят пляж "Лесной пруд", находившийся когда-то на Булыгино. Этот водоём был одним из самых любимых мест отдыха барнаульцев в 80-90-е годы. Сегодня я расскажу вам о его прошлом и покажу, во что превратился некогда популярный городской пляж в наше время.
История этих мест начинается ещё с 1859 года, когда барнаульский мировой посредник П.А. Булыгин взял в аренду у Кабинета Его Императорского Величества 75 десятин земли по левому берегу речки Барнаулки для ведения пчеловодства, скотоводства, огородничества и покосов. В начале XX века Булыгинская заимка была уже крупным постоянным поселением. Её разделили на несколько десятков более мелких участков и сдавали в аренду частным лицам для различных нужд. Большинство арендаторов заключали договоры на аренду участков под строительство жилых домов. Так появилась Булыгинская заимка.
Булыгинская заимка на плане Барнаула 1925 года
Пожар 2 мая 1917 года резко обострил жилищную проблему в Барнауле, в заимку хлынул поток вынужденных переселенцев, что привело к резкому росту населения в этих местах. Так здесь появился целый поселок. В 1930-е годы посёлку было присвоено имя революционера Сергея Мироновича Кирова, убитого в 1934 году.
Изначально искусственное водохранилище на Барнаулке проектировалось в целях борьбы с негативными проявлениями русловых процессов реки и только во вторую очередь как рекреационная зона. Проект гидротехнического сооружения был составлен Институтом Алтайгипроводхоз в 1975-76 годах. Со стороны посёлка была сооружена бетонная набережная, поперёк течения реки возвели дамбу с тремя шандорами (шлюзами), а со стороны Соснового Бора преградой воде служило естественное возвышение рельефа.
В 1980 году работы были закончены, и город получил новую зону отдыха – пляж "Лесной пруд". Длина водохранилища составляла 1,8 км, максимальная ширина - более 300 м, а объём - 1,38 млн м3. Берег со стороны леса усыпали чистым золотистым песком. На пляже работали кабинки для переодевания, душевые, спасательная станция. За сезон пляж посещали более 50 тысяч человек. Среди горожан это место называлось просто – "Булыгинский пляж".
Вот как вспоминает то время барнаульский писатель Владимир Коржов в своей книге "Городские окраины": "Чего стоила знатная рыбалка, особенно в те годы, когда в верховьях Барнаулки в половодье размывало дамбы на рыбных озёрах и прудах, и вода из них скатывалась вниз по течению и скапливалась в Булыгинском водоёме. Когда из озера сливали через плотину воду, а сливали её, если анализы на кишечно-желудочные палочки были плохими, если цвела вода, и в конце пляжного сезона – тогда в посёлке им. Кирова наступал праздник. Половина жителей: взрослые мужики, женщины, старики и дети – сбегалась на обнажившееся дно водоёма. Они, как жуки-плавунцы, копошились на отмелях и старыми бредешками, намётками, сачками, марлями, вёдрами ловили, а в многочисленных лужах руками собирали мелкую рыбёшку.
Фотография из фондов Государственного архива Алтайского края (ГААК) Р-1910-1-3667
Но самая отличная ловля рыбы шла под шандорами, приподнятыми для спуска, где с шумом в образовавшиеся щели уходила вода, а вместе с ней скатывалась рыба: щука, карась, чебак, окунь, пескарь. Места у трёх шандор занимали избранные – естественно, спасатели, так как мы осуществляли слив воды, наши друзья и булыгинские авторитеты. Самые крепкие ребята, вооружившись мощными сачками, сменяя по переменке друг друга, только успевали вытряхивать трепещущую крупную рыбу на поддон между шандорами".
В 90-е "Лесной пруд" стал постепенно приходить в упадок. Всё реже проводились работы по берегоукреплению и углублению дна. Несмотря на старания проектировщиков, давали знать различные нарушения при строительстве и эксплуатации. Ко всему в придачу становилось все сложнее сдерживать Барнаулку. Её воды несли большое количество мусора и ила, благодаря чему дно пруда постоянно росло. В некоторых местах начиналось заболачивание и, как следствие, ухудшение экологической обстановки водоёма, размножение бактерий.
Разумеется, в те непростые годы денег на восстановление водоёма не нашлось, поэтому было принято решение пруд спустить. Это произошло в 2002 году. Пляж закрыли, спасательная станция была ликвидирована за ненадобностью. Вода ушла, и площадь бывшего водоёма заросла тальником. В наши дни, стоя на берегу мёртвого озера, взгляду открывается огромная, покрытая кустарником, заболоченная территория. Бывшие берега завалены мусором. Тишина и запустение воцарились там, где когда-то плескалась желтоватая вода и веселились люди. С трудом верится, что ещё в 90-х здесь находился живописный пруд, водную гладь которого бороздили лодки, а берега в утренние часы наполнялись рыбаками.
Всего этого давно нет. Однако "Лесной пруд" навсегда останется далёким берегом детства, яркой картинкой из прошлого, куда бы так хотелось возвратиться на денёк.
Благодарю за внимание.