Предложить новость
Главная Статьи Открытки из прошлого

Открытки из прошлого

И вновь я приветствую всех, кому интересна история нашего города и края! Вероятно, вы уже привыкли, что я рассказываю о тех или иных уголках Барнаула, об известных и не очень исторических зданиях, показываю изнанку привычных мест. Но сегодня я немного отклонюсь от темы городских исследований и расскажу вам об одном человеке, чей вклад в историю Барнаула с каждым годом становится всё ощутимее. Возможно, имя этого человека знакомо не всем жителям краевой столицы, однако его фотографии наверняка видел каждый барнаулец. Ни одна книга, буклет или иное издание, посвящённое истории краевой столицы, не обходится без этих фотографий, сделанных ещё до революции.

Сергей Иванович Борисов – самый известный фотолетописец Алтая начала XX века. Любой поисковик сразу выдаёт его фотографии при введении запросов о старом Барнауле. Благодаря профессиональной деятельности Сергея Борисова, мы располагаем богатейшим фондом по истории и культуре Алтая, включающим сотни фотоснимков и открыток, запечатлевших Барнаул, его горожан и потрясающие виды Горного Алтая. Пожар 1917 года уничтожил многие улицы Барнаула, и во многом благодаря стараниям Борисова потомки знают, как выглядел их родной город до революции.

Биография Сергея Борисова известна в основном благодаря рассказам его дочери Татьяны. Сергей Иванович родился в Симбирске в 1867 году в семье крепостных. С раннего детства начал работать "мальчиком на побегушках" в одном из магазинов. Однажды устроился заправщиком ламп в бродячий музыкальный театр баронессы Розен, где увлёкся театральным действом и вскоре стал участвовать в постановках, кочуя вместе с балаганом. В конце 80-х годов XIX века Сергей Иванович приехал в Барнаул, где в 1894 году открыл одно из первых фотографических ателье, ставшее впоследствии наиболее крупным и популярным в городе. Оно располагалось на улице Бийской (ныне Никитина) между Московским проспектом (пр-т Ленина) и Соборным переулком (Социалистический пр-т).

Борисов настойчиво знакомился со всеми достижениями фототехники. В 1900 году ему удалось в качестве туриста попасть на Всемирную выставку фотографии в Париже. Там он купил справочник по фотохимикатам, включающий технологию получения фотобумаги и, вернувшись в Барнаул, сам наладил её производство в мастерской на территории своей усадьбы. Выпускал бумагу разных размеров, даже в человеческий рост. На его собственной бумаге был сделан, например, портрет жены знаменитого барнаульского купца-пивовара, госпожи Ворсиной в полный рост. Портрет дамы в белом платье был настолько хорош, что получил золотую медаль на выставке в Москве. Купец Ворсин хотел выкупить портрет жены за немалые деньги, но Сергей Иванович отказался, сказав, что эта работа - его реклама, визитная карточка, и оставил её в своем ателье. К сожалению, портрет сгорел во время пожара 1917 года.

С 1907 года Борисов начинает фотоэкспедиции по Горному Алтаю, продолжавшиеся до Первой Мировой войны. В фотографиях горно-алтайской серии запечатлена жизнь алтайских инородцев: калмыков, киргизов, телеутов, их быт, нравы, религиозные культы, шаманство с кровавым жертвоприношением, бурханские моления, свадебные обряды с игрищами и пиршеством и многое другое. Три года Борисов посвятил поездкам по Алтаю, сделав около 1500 фотоснимков.

Экспедиция 1910 года, о которой писала газета "Жизнь Алтая", была наиболее плодотворной. Борисов сумел подняться до горы Белухи и сделать серию уникальных снимков. В мае 1911 года, после экспедиции, фотограф провел презентацию фотографий под названием "Алтай – на экране волшебного фонаря". Для этой цели вручную были раскрашены диапозитивы, приобретен диапроектор. Первые демонстрации состоялись в Барнаульском народном доме. Ежедневно давалось по 2-3 сеанса, мероприятие пользовалось большой популярностью. Комментировал диапозитивы сам автор снимков.

Следует особо отметить, что Сергей Иванович Борисов произвел первый опыт проведения съемок кинофильма на Алтае. В ходе экспедиции он снял фильм "Виды Алтая". Эта лента была выпущена на экраны крупнейшим в Сибири кинопрокатчиком A.M. Дон-Отелло. Также результатом поездок по Горному Алтаю стали многочисленные открытки. Они были изданы акционерным обществом "Гранберг" в Стокгольме. Шведские акционеры выпустили серию в 50 открыток с видами Горного Алтая, причём тираж был весьма значительным. Впоследствии открытки Борисова несколько раз переиздавались.

Фотографии Борисова с видами Барнаула и Горного Алтая приобрели мировую известность, именно благодаря их публикации на почтовых открытках. Многие полиграфические фирмы выпустили многочисленные серии открыток с этими видами. Сейчас много говорится о повышении туристического потенциала Алтайского края и продвижения его бренда по всему миру. Однако Сергей Иванович ещё в начале прошлого века озаботился данным вопросом и прославлял красоты Алтая далеко за пределами Сибири. В период с 1907 по 1914 год фотограф путешествовал по Алтайскому округу и сделал тысячи снимков. К сожалению, большая их часть была уничтожена пожаром 1917 года, но некоторые всё же удалось издать. Немало путешественников узнали о жемчужине Сибири именно после знакомства с фотографиями Борисова.

Сергей Иванович был постоянным участником и организатором благотворительных спектаклей "Общества попечения о начальном образовании", созданного в Барнауле в 1884 году по инициативе В.К. Штильке. Средства, полученные от спектаклей, шли на строительство новых школ. Благодаря деятельности общества в Барнауле открылись Нагорная и Зайчанская школы для детей малообеспеченных слоёв населения, бесплатная общедоступная библиотека, построено здание Народного дома. После барнаульского пожара 1917 года, когда дом-ателье Борисова сгорел, Сергей Иванович долго жил в Народном доме и работал там костюмером. Он создал в городе театральную любительскую труппу, был там режиссёром, артистом, певцом. Обладал приятным тенором, играл на скрипке. Выручка от спектаклей шла детям и солдатским вдовам, потерявшим мужей в Первую Мировую войну.

Сведений о жизни Борисова после революции и гражданской войны носят обрывочный характер. В 30-е годы Борисова пригласили возобновить фотографическую деятельность и он вновь с головой ушёл в любимое дело. Работал в фотоателье "Объединение": фотографировал, готовил молодые кадры, однако о собственном ателье говорить уже не приходилось. Тем не менее даже в советское время Сергей Иванович имел награды, в том числе был награждён грамотой "Ударник пятилетки".

Умер Сергей Иванович в 1935 году и был похоронен на Булыгинском кладбище Барнаула, около реки Пивоварки. Могила фотографа не сохранилась до наших дней. Даже дочь не смогла точно сказать, где похоронен её отец. Несмотря на это, память о фотохудожнике продолжает жить в сердцах барнаульцев и сегодня.

Благодарю за внимание.

Также рекомендую подписаться на сообщество Urban History, где вы можете ознакомиться с другими материалами на тему неизвестной истории Барнаула и Алтайского края.

Просмотров/предпросмотров: 5198/2171
 
Вернуться к списку статей →

Комментарии

11,2
Андрей Трапезников

Очень интересная статья!

12 февраля 2019 в 21:42
0